Фазаил Ибрагимли: «Джафар, переселившись в Америку, года через два превращается в Джефри»
Эксклюзивное интервью 1news.az с депутатом Милли Меджлиса Фазаилом Ибрагимли
- Можно ли считать солидарность всех азербайджанцев, живущих на своих исторических землях, – в Северном и Южном Азербайджане, Борчалы (Грузия), достаточным фактором для решения национальных проблем?
- Я не считаю солидарность наших соотечественников удовлетворительной. Так, в Борчалы социальные проблемы азербайджанцев остаются нерешенными. Конечно, сегодня азербайджано-грузинские отношения имеют характер стратегического партнерства. Однако наряду с этим имеются факты иного свойства. Это недопущение приватизации земель азербайджанцами, дискриминационное отношение к азербайджанскому языку, его преподаванию в школах. Для решения такого рода проблем необходима солидарность. Надо признать, что среди нас распространена склонность решать прежде всего свои личные проблемы.
- Как можно оценить уровень солидарности среди азербайджанцев на фоне других наций?
- Исторически наш народ вынес немало бед и несправедливостей – больше, чем многие другие. Поэтому солидарность азербайджанцам необходима. Посмотрим, насколько важна солидарность для французов. Франция – великая держава, открытая для всего мира, с известной политической ориентацией. Поэтому идея солидарности французов мира по сравнению с идеей солидарности азербайджанцев мира выглядит неактуально. Для достижения солидарности азербайджанцев необходимо признание со стороны мира. Исторически мы великая нация, но наши земли раздроблены, поделены между чужими государствами. Я полагаю, что сегодня вряд ли найдется народ, столь же нуждающийся в солидарности, как азербайджанцы.
- Удовлетворяет ли вас проводимая ныне государственная политика в этой области?
- Прежде этой проблемой никто не занимался, теперь ею занимается многочисленный штат чиновников, прежде всего Государственный комитет по работе с азербайджанцами, живущими за рубежом. Это свидетельствует о заинтересованности государства в солидарности соотечественников во всем мире. Но одного этого мало – необходимо, чтобы потребность в единении сидела в самих людях. Приведу такой пример: когда журналист спросил французского предпринимателя-армянина по фамилии Акопян, в чем отличие армян от других народов, тот ответил: ни в чем, мы относимся к цивилизованным и древним нациям, просто пережили в своей истории геноцид. На вопрос же, какова его главная мечта, Акопян сказал, что мечтает добиться признания геноцида во всем мире. Причем этот Акопян никогда в жизни в Армении не бывал, да и языка своих предков не знает. Поэтому я считаю, что в некоторых вопросах нам не грех поучиться у армян. У нас психология совершенно другая. Скажем, некто Джафар, переселившись в Америку, года через два превращается в Джефри.
- Что мешает нам избавиться от таких недостатков? Почему наши предприниматели, тратя баснословные суммы на развлечения, скупятся израсходовать доллар-другой во имя общего дела?
- Мы должны стремиться к продолжению традиций, заложенных Зейналабдином Тагиевым. Именно на основе его принципов формируются установки у студентов, отправляющихся на учебу за границу, - солидаризироваться, интегрироваться в окружающий мир. Неправильно требовать от вчерашнего подростка зрелости 50-летнего человека. Это идет оттого, что после агрессии в апреле 1920 года у нас выкорчевали интеллигентское мышление, исказили нашу историю, и мы не сумели утвердиться как нация в глазах мира. В отличие от нас, бежавшие в те годы за границу армяне создали свое лобби. Однако я против пессимизма: если за столь короткое время мы добились существенных результатов, то это значит, что нам под силу многое. Во всяком случае, сегодня азербайджанцы, где бы они ни жили, уже не те, что вчера, и это вселяет надежду. Еще десятилетие назад зарубежные азербайджанцы легко ассимилировались среди местных народов, теперь же идет обратный процесс. Такое перерождение вызывает уверенность в том, что консолидация азербайджанцев всего мира возможна и реальна.
N.I.,1news.az