Нефтегазовая стратегия как искусство политики

В настоящее время довольно трудным делом представляется рассматривать достижение Азербайджана в области политики и экономики в отрыве от той роли, которую сыграла в них нефтегазовая стратегия.
Основы этой стратегии были заложены Гейдаром Алиевичем Алиевым, давшим старт ее практической реализации 20 сентября 1994 года, когда в Баку под его руководством был подписан «Контракт века». Именно он послужил отправной точкой для осуществления целого ряда других нефтегазовых проектов, кардинальным образом поменявших геополитическое значение не только Азербайджана, но и всего региона в целом. На сегодняшний день трудно переоценить революционную по тем временам сущность, которую несла в себе реализация новых транспортных коридоров для экспорта углеводородного сырья на мировые рынки. Таких как нефтепроводы «Баку – Супса», «Баку-Тбилиси-Эрзурум». Претворение в жизнь этих проектов во многом способствовало становлению подлинной независимости Азербайджана и превращению его в самостоятельного игрока на мировом рынке поставок энергоресурсов, а также увеличении значимости как крупного транзитного узла. Причем потенциал транзита углеводородного сырья, да и не только его таков, что обеспечит транспортировку нефти и газа на мировые рынки и после падения собственных объемов их добычи. Это делает страну важным звеном в обеспечении энергетической безопасности стран-членов Евросоюза на длительную перспективу.
Сейчас, когда уже подросло целое поколение молодых людей, не переживших, не видевших или хуже того, забывших все ужасы войны, хаоса и неразберихи, творившихся в стране в начале 90-х годов прошлого века, делаются попытки ревизии роли личности Гейдара Алиева в реализации этих проектов. В частности, отдельные оппозиционеры утверждают, что все проекты задумывались еще во времена правления Народного фронта и все равно тем или иным образом были бы реализованы. К сожалению, находятся люди, готовые этому верить и совершенно не понимающие, что между демагогией на общие темы и конкретными делами существует огромная пропасть. Для них невдомек, что для практической реализации такого масштабного проекта, каким является нефтепровод БТД, необходимо проделать поистине титаническую работу в достижении согласия по целому ряду норм и процедур технического, технологического, юридического, финансового и политического характера, о которых люди, ведущие проповеди с трибун перед толпой, зачастую и понятия не имеют.
Сами того не понимая, они каждый раз эксплуатируют ту легкость, изящество, с которой Гейдар Алиев решил эти задачи. В этом и состоит искусство большого политика, который при решении сложнейших внешнеполитических проблем, суливших серьезные испытания государству и обществу на стабильность, сумел избежать угроз таким образом, что граждане не ощутили всей опасности возникавших ситуаций. А просто продолжали заниматься своими повседневными делами. Примеров, подобных тем, что происходит в Украине и соседней Грузии, по крайней мере, не было. Сейчас можно наблюдать неуклюжие действия руководства этих государств, что поставили первую перед угрозой раскола страны, а вторую на грань вооруженного конфликта с непредсказуемыми последствиями.
Чтобы по достоинству оценить заслуги Гейдара Алиева, надо сперва осознать то, что осуществляемые под его руководством нефтегазовые проекты не вызывали особого удовольствия у нашего большого северного соседа и непредсказуемого южного. Ведь нефтепровод «Баку-Супса» был фактически первым, который положил конец монополии России на экспорт нефти с постсоветского пространства на мировые рынки. Нефтепровод «БТД» по-прежнему остается самым мощным по производительности из позволяющих транспортировать нефть, добываемую в регионе Каспийского моря, на мировые рынки. Причем напрямую в бассейн Средиземноморья в обход турецких проливов.
А трубопровод «Баку-Тбилиси-Эрзурум» создал первый прецедент транспортировки газа на европейские рынки в обход России. Но руководство нашей республики сумело при всем этом избежать конфликтов с соседями и это остается только приветствовать.
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции