Коалиции нет, есть сговор на час
16 сентября спикер украинского парламента Арсений Яценюк объявил о прекращении деятельности правящей парламентской коалиции в составе БЮТ-НУНС. Украинское правительство с этого момента обретает временный статус исполняющих обязанности, а в парламенте включен 30-дневный счетчик для проведения переговоров между фракциями. Либо – коалиция, новое правительство и новый расклад сил, либо – новые выборы. Что вероятнее? Вероятнее выборы, даже несмотря на варианты новых технических коалиций.
Украина готовится к очередным «внеочередным выборам». Именно такой вывод можно сделать, анализируя события последнего полугодия. Кризисы и межличностные конфликты, шпиономания и коррупционные скандалы, политический эпатаж в масс-медиа – вся эта горючая смесь с неизбежностью привела к очередному краху власти.
Особенностью краха власти образца 2008 года стало то, что этот крах связан не с очередными неудачными мезальянсами, а с той самой «помаранчевой коалицией», которая была задекларирована еще в 2004 году на революционном Майдане. Как это ни парадоксально, но лишь на третий год президентства Виктора Ющенко, после неудач и скандалов 2005 и 2006 годов, после неправового устранения оппонентов от власти в результате досрочных парламентских выборов 2007 года, была создана «коалиция Майдана» в составе пропрезидентского блока «Наша Украина-Народная самооборона» (НУНС) и Блока Юлии Тимошенко (БЮТ). Правда, продуктивно поработать эта коалиция смогла лишь несколько дней – сформировала правительство во главе с Юлией Тимошенко, проголосовала за сырой и до конца не доработанный бюджет-2008, и несколько коалиционных законов. По признанию самих коалициантов, их договор и программа действий не реализованы и на 10 процентов.
Причина кризисности коалиции БЮТ-НУНС состоит в том, что она была задекларированным, но «нежеланным дитем».
С первых дней после прихода к власти Виктор Ющенко столкнулся с фундаментальной проблемой: его доктрина «евроатлантической казацкой Украины» не вписывалась в формат реальной страны. Без электоральной поддержки востока, центра, юга и даже севера, без лояльности бизнес-элит этот проект обречен на провал. Но цена компромисса – это уступки и отказ от собственных иллюзий и убеждений.
Вот эти президентские качели, мучительный выбор между доктринальностью и реальностью, и стал причиной метаний и непоследовательности помаранчевого лидера. От альянса с Тимошенко в 2005-м – до Универсала национального единства и премьерства Януковича, от гневных указов о роспуске Верховной Рады в связи с «защитой прав граждан» - до тайных переговоров с восточными промышленными магнатами о возможной новой широкой коалиции. И судя по всему, в результате досрочной кампании прошлого 2007 года должен быть и новый Универсал, и широкая компромиссная коалиция президентского блока и Партии регионов, и договоренности о взаимных гарантиях на следующих выборах. А вместо этого – минимальное большинство в составе БЮТ—НУНС, вынужденное второе премьерство Тимошенко и неприкрытая борьба за символы и лозунги давно уже позабытого Майдана. Победа помаранчевой коалиции обернулась серьезным поражением Ющенко, а нынешний ее распад выглядит как запоздалый реванш.
Но… В отличие от 2007 года, в 2008-м вариант нового компромисса с восточными элитами выглядит для Ющенко еще более сложным. Кавказский конфликт окончательно развел политические силы по разным углам геополитического ринга. ложным. ие от 2007 года варианты нового компромисса с востоными элитами выглядит для Ющенко еще болене солйдана.воренности о взаНовый компромисс теперь возможен лишь ценой разрушения Партии регионов. Эта угроза станет реальной, если регионалы пойдут на альянс с конкурентом Ющенко по наследию Майдана – Юлией Тимошенко.
Что дальше?
Самой простой вариант – реванш. Регионалы вместе с БЮТ, имея конституционное большинство, проводят политическую реформу, укрепляют парламентскую модель и идут на выборы, сохраняя лицо, легенду и уровень поддержки. В таком случае компромиссы возможны после выборов, а конфигурация зависит от фактического результата. Несомненно, что в этом случае позиции пропрезидентских сил будут существенно ослаблены.
Второй вариант – техническая коалиция в составе Партии регионов, БЮТ и, возможно, маловлиятельного Блока Литвина. Вариант выгодный скорее Тимошенко, чем кому-либо еще. Политическая реформа и перераспределение мест в парламенте и правительстве – слабая цена за внутренние потрясения и электоральные потери. Выборы все равно придется проводить в результате неустойчивости этого мезальянса, но – по всей видимости, весной, и с явно усиленными пропрезидентскими настроениями на фоне такого вот сговора.
Третий вариант – перерастание кризиса в конфликт между президентом и парламентом как результат проводимой парламентариями политической реформы. Неправовые действия президента (та или иная версия «силового сценария») станут причиной для выражения вотума недоверия главе государства. Досрочная кампания превращается в обоюдную. В таком случае не только парламентские, но и президентские выборы могут состояться уже в первом квартале 2009 года.
В любом из вариантов – нужно готовиться к выборам. К сожалению, война элит продолжается. Идея национального компромисса пока остается лишь риторикой, облагораживающей очередные заговоры.
Андрей Ермолаев, директор центра социальных исследований «София» (Киев)
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.azи РИА «Новости»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции