Муслим Магомаев: «Надо опекать талантливых людей»

Сорок дней после кончины нашего любимого певца и гражданина.
Сегодня, когда прошло сорок дней после кончины выдающегося артиста современности, талантливого человека, всеми любимого певца, уход которого потряс весь мир, каждая встреча с ним в прошлом, каждое высказанное им суждение обретает особый смысл. Более того, вызывает чувство гордости за то, что он был нашим соотечественником, болел душой за все, что с нами происходит, и готов был сам служить своему народу.
Помнится, он приехал в Баку по приглашению наших выдающихся певиц Фидан и Хураман Касимовых, отмечавших торжественным вечером 25-летие своей творческой деятельности, и мы поговорили о том, как он относится к этим уникальным вокалисткам, а заодно и о его отношении к тому, что мы называем текущим моментом.
- С удовольствием откликнувшись на приглашение, - сказал Муслим Магомедович, - я окинул мысленным взором пройденный Фидан и Хураман путь и с гордостью могу сказать, что им удалось сделать очень много. Они с достоинством пели в самых сложных операх, подготовили и показали десятки изысканных программ из произведений редко исполняемой западно-европейской классики, требующей высоченной вокальной и внутренней культуры; они объездили много стран, где при переполненных, рукоплескавших им залах буквально покоряли своими прекрасными голосами самых взыскательных слушателей, восхищая тем, что таких высот достигли вокалистки из Азербайджана.
- Откуда же мнение о том, что Фидан и Хураман Касимовы недостаточно востребованы, что у них должно быть значительно больше встреч с аудиторией? – спросила тогда я.
- Поверьте уж мне, что человеку, постоянно работающему над собой в расчете на встречу со зрителями, всегда не хватает концертов, спектаклей - так уж мы устроены. Но тут не каприз – сестры Касимовы сейчас вполне могут считать себя обойденными вниманием устроителей, тех, кто в ответе за творческую судьбу выдающихся мастеров, тем более, что в республике есть все условия для их активной творческой деятельности. Такие вокалисты, как Фидан и Хураман, нуждаются в особой опеке и заботе.
- Но чьей? Без колебаний уступив позиции нарождающимся структурам шоу-бизнеса, руководители учреждений, которые обязаны заниматься приобщением нации к подлинной культуре – восточной и западной – похоже, и сами поверили, будто широкой публике не нужны классика, серьезная музыка. Так ведь куда удобнее: устроители шоу сами решают свои проблемы, им только позволь арендовать зал – и зрителей найдут, и денежки соберут.
- Мне понятна ваша озабоченность! Жаль, что скороспелому, собирающему публику «искусству» удается с ловкостью агрессора овладевать пространством и вытеснять из жизни общества подлинную культуру.
Шоу-бизнес ведет себя как джин, выпущенный из бутылки, беря реванш за долгое заточение: в былые времена даже лучшие эстрадные мастера не были обласканы государством так, как служители классических видов искусства. Тогда и представить было невозможно, чтобы такие корифеи сцены, как Райкин, Утесов, Шульженко, были удостоены звания «Народный артист СССР». Первым из «эстрадников» его получил… Рашид Бейбутов!
- Но получил за исполнение оперной партии Балаша в опере Фикрета Амирова «Севиль»…
- Но получил же!
- Согласитесь, и ваш приход на сцену способствовал повышению престижа эстрадного жанра в глазах власть имущих… Ни один правительственный концерт тогда невозможно было представить без вас… Вы даже отказались от карьеры оперного певца, к которой долго готовились…
- Я не жалею об этом. Так сложилась судьба. Обстоятельства направили меня по пути, который и стал моим выбором. Поверьте, это не было легким путем – загруженность и востребованность не оставляли мне возможности не просто почивать на лаврах, но и элементарно расслабиться.
- Тогда организацией концертов, гастролей занимались государственные учреждения, а сейчас, в условиях рыночной экономики…
- И сейчас забота о талантливых личностях должна лежать на плечах государства. Век артистов совсем не долог, не заметишь, как тебя опередят молодые, более активные коллеги.
- Как вы относитесь к таким проектам, как «Фабрика звезд»?
- Считаю, что цинично готовить артистов на «фабрике», отбирая безголосых дергунчиков из так называемых лучших. Уверен, что делающие это энтузиасты желают приспособить уровень сознания, уровень общечеловеческой культуры, общество вообще к своему образу мышления, при котором все вокруг подвергается иронии и лишенной мыли идее.
- В Москве вас часто приглашают на телевизионные шоу-программы?
- Приглашают часто, но хожу я на них редко. И если принимаю участие, то помня, что люди ждут ответов на самые жгучие вопросы современности и стараюсь рассуждать с позиций элементарной человеческой культуры о том, что достойно внимания гражданина, личности. В то время, когда повсюду звучит выражение «лица кавказской национальности», надо светиться именно в том качестве, в котором мы предстаем в истинном, далеко не ущербном качестве – нам ведь есть, чем гордиться.
Надоело, что телевидение, газеты, интернетовские сайты обрушивают на людей поток информации, искажающей истинное положение вещей и оскорбляющей человеческое достоинство…
Сегодня, когда Муслима нет с нами, когда мы можем возложить цветы на его могилу, радует каждый знак внимания к его личности, к его памяти, которую он заслужил как достойный гражданин, которым гордятся не только его соотечественники, но и жители планеты всей.
Галина Микеладзе