Трехсторонняя встреча в Туркменбаши. Итоги, перспективы и ревность
Бакинский энергетический саммит и создание Парламентской Ассамблеи тюркоязычных стран открыли новую страницу во взаимоотношениях государств Каспийского региона и внесли новые элементы в геополитическую игру, развернувшуюся на Южном Кавказе.
Ключевыми узлами этого клубка являются цементирование и развитие взаимоотношений между тюркоязычными государствами, а также координация действий стран-производителей энергоресурсов Каспийского бассейна в деле обеспечения энергобезопасности европейских стран уже в ближней перспективе.
В этом плане состоявшаяся трехсторонняя встреча президентов Азербайджана, Турции и Туркменистана в г.Туркменбаши в конце ноября приобрела особую значимость. Учитывая натянутые отношения между Азербайджаном и Туркменией до недавнего времени, динамика развития двухсторонних отношений между этими странами за последний год является серьезным подспорьем для осуществления транскаспийских энергопроектов.
Географическое расположение этих стран создает прекрасные возможности для углубления связей в политической, экономической, социальной, гуманитарной и энергетической сферах, что позволяет им вывести на более высокий уровень добрососедские взаимоотношения. В ходе этой встречи ключевыми направлениями партнерства между двумя странами обозначены торгово-экономическая, топливно-энергетическая, транспортная и коммуникационная, сельскохозяйственная сферы, а также текстильная и химическая промышленность. Между Азербайджаном и Туркменией были заключены четыре межгосударственных соглашения по вышеуказанным направлениям.
Не вызывает сомнения то, что все эти договоренности будут выполняться в полном объеме. Этому неоспоримым доказательством может служить факт резкого увеличения товарооборота между этими странами за очень короткий срок. Если в 2007 г. товарооборот между ними составлял всего 98,1 млн. долл., то за 9 месяцев текущего года данный показатель, увеличившись, почти в пять раз, уже составил 488 млн. долл.
Несомненно, что краеугольным камнем взаимовыгодного двухстороннего экономического сотрудничества между Азербайджаном и Туркменией является сотрудничество в топливно-энергетической сфере. Положительные результаты, достигнутые между Азербайджаном и Туркменией именно в этой сфере, делают эти страны слишком привлекательными не только для региональных держав (особенно для Турции), но и для всей Европы. За последние несколько лет идут серьезные обсуждения в направлении реализации проекта NABUCCO, который способен в значительной степени ослабить энергозависимость европейских стран от России. По данному проекту отдельные заинтересованные страны занимают разные позиции. Резко отрицательное отношение России к этому проекту объясняется ее экономическими и геополитическими интересами. Реализация проекта NABUCCO приведет к полной утрате ее геополитического влияния не только на Южном Кавказе, но и в Центральной Азии. На фоне выхода Узбекистана из ЕврАзЭс такая опасность для России выглядит более угрожающей.
Большинство из региональных и европейских стран, заинтересованных в альтернативных транспортных маршрутах энергоносителей, оценивают положительно реализацию данного проекта. Несмотря на это, некоторые европейские страны занимают как бы выжидательную позицию. Предполагаю, что такая ситуация объясняется несколькими факторами. Пока что Европа очень сильно зависит от энергоресурсов России. Покуда транскаспийские энергопроекты не приобретут конкретные контуры, большинство европейских стран не хотят осложнять взаимоотношения с Россией, играя в игру «гипотетические альтернативные проекты», которое немедленно могут привести к газовым войнам с ее стороны. А без реализации транскаспийских энергопроектов экономическая целесообразность NABUCCO и его геополитическая значимость носит сомнительный характер. Какими бы газовыми запасами не обладал Азербайджан, без богатых газовых ресурсов Центрально-Азиатских стран (Туркмения, Казахстан и Узбекистан), его ресурсы не позволяют на полную катушку использовать проект NABUCCO. Не исключено, что без твердой гарантии со стороны Центрально-Азиатских стран о том, что они всячески поддержат реализацию транскаспийских энергопроектов, заинтересованные европейские страны не слишком стремятся к реализации NABUCCO, вкладывая значительные финансовые средства. Азербайджан как страна-производитель и потенциальная страна-транзитер по всем этим вопросам давно изъявил о своей поддержке этих проектов.
Это признают и сами европейские страны и структуры. Но не все в этих вопросах зависит от желаний и стремлений Азербайджана. Предполагаю, что страны Центральной Азии тоже относятся положительно к идее NABUCCO и транскапийских проектов. Реализация этих проектов позволит им через транзитный Азербайджан напрямую выйти на мировой рынок энергоносителей. Для них Азербайджан также является окном в Европу и пространством для евроинтеграции. Но августовские события на Южном Кавказе и непредсказуемое поведение России в этих событиях является тормозящим фактором для Центрально-Азиатских стран в вопросе поддержки альтернативных энергопроектов.
Предполагаю, что эти страны со своей стороны стремятся получить твердые гарантии от европейских стран на случай обострения их взаимоотношений с Россией. Покамест они не могут рассчитывать на серьезную поддержку Европы в этом вопросе, вряд ли они дадут свое однозначное согласие на участие в этих проектах. К сожалению, и сами европейские страны, и структуры своим поведением усиливают такую настороженную позицию Центрально-Азиатских стран. Нерешительность Европы и европейских структур во время августовских событий на Южном Кавказе, а также их двурушническая позиция, занимаемая в Нагорно-Карабахском конфликте, не прибавляют энтузиазма в вопросе получения поддержки с их стороны. Думаю, что этот момент является главным камнем преткновения в реализации вышеуказанных проектов. Не исключено, что Запад к решению этого вопроса предпочла подойти с другого фланга. Продавливание
программы «Восточное партнерство», охватывающей Азербайджан, Украину, Грузию, Молдову и Армению со стороны ЕС, конкретно может служить этой цели. Удачный старт этой программы в дальнейшем может привести к подключению к ней также отдельных стран Центральной Азии. Потому что в концепции данной программы вопрос об энергоносителях и европейской энергобезопасности занимает одно из ключевых мест.
Думаю, что реализация этой концепции предусматривает преодоление атмосферы недоверия и настороженности во взаимоотношениях Европы и стран постсоветского пространства. Здесь-то связующая роль Турции может реализоваться на все сто процентов. Не исключено, что предложенная Турцией «Платформа безопасности и сотрудничества на Кавказе» выдвинута с подачи Запада именно для достижения этой цели. Даже последние шаги Турции в вопросе нормализации отношений с Арменией косвенно могут быть связаны с выполнением поставленной перед ней задачи со стороны Запада в этом направлении. При удачном выполнении данной миссии Анкаре могут быть обещаны какие-то поощрительные призы. Естественно, что и сама Турция не против усиления собственной роли в региональных делах. Экономические выгоды Турции от реализации транскаспийских проектов и NABUCCO будут колоссальными. В геополитическом же плане это усилит ее роль как региональной державы. Вместе с этим Анкара может стать связывающим ядром тюркоязычного пространства, к чему она так стремится.
Предполагаю, что основной задачей президентов Азербайджана и Турции в Туркменбаши являлось убедить президента Туркмении проявлять более активную позицию в реализации альтернативных энергопроектов. Скорее всего, они справились данной миссией удачно. Теперь можно сказать, что мяч находится на поле Запада, вернее Европы и тех стран, которые заинтересованы избавиться от российской энергозависимости путем реализации вышеуказанных энергопроектов. Надо учитывать и то, что Россия опять активизировала свои действия в вопросе создания газового ОПЕК.
Не исключено, что при положительном решении этого проекта Россия попытается втянуть в газовый картель и Туркмению. Это лишний раз доказывает ревностное отношение Москвы ко всем альтернативным энергопроектам, которые обходят Россию. В целях недопущения реализации альтернативных энергопроектов Москва периодически заигрывает и с Баку, то предлагая высокие оптовые цены за азербайджанские энергоресурсы, то разыгрывая карабахскую карту. К тому же Россию сильно беспокоит создание мощного блока тюркоязычных стран. Именно поэтому некоторые российские эксперты периодически обвиняют Турцию в стремлении возрождения идеи туранизма. В этом деле ее стратегическим союзником является Иран, который совместно с Россией так долго блокирует решение вопроса о статусе Каспия, и всячески стремится помешать созданию такого блока.
Трехсторонняя встреча в Туркменбаши и подписанные там соглашения между Азербайджаном и Туркменией позволяют этим странам выработать единую концепцию в вопросах определения статуса Каспия и реализации альтернативных энергопроектов. В таком серьезном деле они также нуждаются в посильной поддержке всех стран и структур, заинтересованных в реализации этих проектов. В противном случае «ревнивцы» своими коварными действиями могут свести к нулю все достигнутые положительные результаты в таком благом деле.
Сахиль Искандеров, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора