Израильские выборы: голоса подсчитаны, победитель неизвестен
После объявления предварительных итогов, прошедших 10 февраля в Израиле парламентских выборов, сразу две партии объявили о своей победе.
Разрыв между правящей партией «Кадима» и оппозиционным «Ликудом» всего 1% голосов и соответственно 1 место в Кнессете. Теперь все зависит не от того, кто набрал больше голосов, а кто сумеет сформировать правительственную коалицию, получив парламентское большинство (как минимум 61 голос).
За ночь после выборов было подсчитано 99% голосов, окончательные результаты вряд ли существенно изменят картину, даже если по количеству мест в Кнессете «Ликуд» сравняется с «Кадимой» или даже опередит ее. В любом случае основная игра в Кнессете будет идти между пятью партиями. Согласно предварительным данным 28 мест в Кнессете получила партия «Кадима» во главе с нынешним министром иностранных дел Ципи Ливни, лидер оппозиции Биньямин Нетаньяху и его «Ликуд» могут рассчитывать на 27 мест. Партия «Наш дом Израиль» под руководством Авигдора Либермана получила меньше, чем ей пророчили, но, тем не менее, впервые в своей 10-летней истории заняла третье место с 14-15 депутатами в Кнессете. А партия «Авода», возглавляемая министром обороны Эхудом Бараком, четвертое место с 13 местами, проиграв хоть ожидаемо, но, тем не менее, сенсационно - столь низких позиций у левой партии, стоящей у истоков основания государства Израиль не было никогда. Пятый игрок – религиозная партия ШАС с 11 местами.
О чем говорят эти итоги? – Израиль резко поправел и сомневается в возможности мирного урегулирования с палестинцами и другими соседями -арабами путем компромиссов, а по сути, с точки зрения многих израильтян, уступок. Левая идеология терпит поражение и на экономическом направлении, и что существеннее на направлении мирного урегулирования. Но в тоже время израильтяне не отказываются от него полностью. Они хотят мира и безопасности, но не могут дать однозначного ответа – как этого добиться. И каких бы четких ответов на этот вопрос не было у лидеров четырех партий-фаворитов израильских выборов, вряд ли им удастся осуществить свои идеи. Слишком мало сил.
Согласно израильской политической традиции право сформировать правительство президент предоставляет лидеру партии, получившей большинство голосов. В данной ситуации право первой попытки принадлежит Ципи Ливни, но Нетаньяху может работать на этом направлении параллельно. Ливни будет нелегко. Осенью 2008 года, став лидером «Кадимы» вместо премьер-министра Эхуда Ольмерта, она уже имела возможность сформировать правительственную коалицию и возглавить ее, но ничего не вышло. Сейчас ее шансы еще ниже – по сравнению с предыдущими выборами 2006 года, «Кадима» осталась на том же месте, а ее партнер по коалиции «Авода» понесла существенные потери – примерно 6 парламентских мест. В тоже время оппозиционный «Ликуд» увеличил свое присутствие в Кнессете более чем в два раза. По итогам выборов 2006 года у него было всего 12 мест. Тем не менее, у Ливни остается шанс сформировать парламентское и правительственное большинство – для этого ей необходимо помимо «Аводы» получить поддержку всех трех арабских партий (в совокупности набравших 11 мест – что практически невозможно), а также перетянуть на свою сторону ШАС. Но и те, и другие союзники ненадежные и весьма капризные. Поэтому неслучайно, объявив о победе «Кадимы», Ципи Ливни призвала лидеров ведущих политических партий Израиля создать правительство национального единства – речь идет о союзе «Кадимы», «Ликуда» и «Аводы». Втроем они могли бы создать центристское правительство и избежать зависимости от мелких партий, включая и «Наш дом Израиль», которая хоть и обогнала «Аводу», но, тем не менее, по-прежнему остается в статусе второстепенной. Т.е. партии, с которой считаются, ведут торг, но при удобном случае рады будут избавиться.
Однако пока «Авода» не дала четкого согласия на вступление в правительственную коалицию. Ее лидер Эхуд Барак объявил, что сейчас для него главная цель сохранение и возрождение партии, и он не исключает вступления на путь оппозиции, если присоединение к правительству будет означать для «Аводы» отступление от ее идеалов. Безусловно, это можно было бы отнести к желанию Барака поторговаться и с Ливни, и с Нетаньяху, но ситуация в партии такова, что соратники Барака не позволят ему вступления в коалицию любой ценой.
Что касается «Ликуда» и Нетаньяху, то ему, существенно улучшившему свои позиции, нет смысла отказываться от шанса стать премьером и вступать в коалицию во главе с Ливни. Другое дело, если эту коалицию возглавит он сам. Однако пока он попробует сколотить коалицию из правых партий. В речи, произнесенной перед своими сторонниками сразу же после объявления первых результатов голосования, Нетаньяху заявил, что народ Израиля сделал выбор в пользу правых сил. Речь и о стремительном взлете «Ликуда» после позорного проигрыша 2006 года, и об усилении пусть и незначительном партии Либермана (4 места плюс по сравнению с выборами 2006 года). Однако при этом в совокупности правые партии также как и «Кадима» не могут добиться парламентского большинства. Для того чтобы стать премьером, Нетаньяху надо перетянуть на свою сторону либо «Аводу», либо ШАС. Однако сомнительно, что обе партии вступят в коалицию, где будет находиться крайне правый «Наш дом Израиль». Для «Аводы» это означает полностью перечеркнуть свою идеологию, а для ШАС – отказ от всех предвыборных заявлений. Накануне выборов лидер ШАС раввин Овадья Йосеф заявил, что каждый, кто голосует за партию Либермана «придает силы сатане». Намек на поддержку Либермана выходцами из России, в основном придерживающихся светских взглядов, а также стремление партии установить в Израиле Конституцию и институт светского (гражданского) брака. Все это неприемлемо для религиозных партий. Тем не менее, ШАС уже не раз доказывала свою способность торговаться и отказываться от своих слов, добившись преференций.
Таким образом, в Израиле началась большая игра, которая в чем-то сравнима с восточным базаром – и искусством торга, и хитроумностью ходов, когда до самого конца партии не раскрывают своих карт. Хотя на самом деле у Израиля всего два пути – стабильное правительство в составе «Ликуда», «Аводы» и «Кадимы», либо правительство на грани ежедневного краха в союзе с «мелкими» партиями и бесконечными компромиссами, означающими топтание на месте, в том числе и в вопросах мирного урегулирования. И в обоих случаях неважно, кто станет премьер-министром – Ливни или Нетаньяху.
Мария Аппакова, обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора