Фархад Бадалбейли: «Много музыки… без музыки»
Эксклюзивное интервью 1news.az с народным артистом Азербайджана, ректором Бакинской музыкальной академии Фархадом Бадалбейли
- Дожили! – в сердцах сказал Фархад Бадалбейли, прославленный на весь мир музыкант, народный артист СССР и народный артист Азербайджана, когда прочитал сообщение о том, что одно из информационных агентств опубликовало следующее высказывание некоего известного певца: «Если бы я закончил консерваторию, то я бы потерялся, как потерялись 90% закончивших ее исполнителей. Я был бы одним из многих и не стал бы тем, кем являюсь. А где они теперь?».
И уж совсем развеселил ректора Бакинской музыкальной академии комментарий корреспондента в поддержку такого высказывания: «Этот певец в одной из передач АТВ резко высказался против тех, кто считает для исполнителей обязательным классическое образование».
- Что и требовалось доказать! Говорил же я вам, - сказал Фархад Шамсиевич,- что не далек тот день, когда наша молодежь будет судить о культуре своего народа по тому, кто, что и как «поет» на свадебных застольях, в ресторанах и «палатках»…
В тот первый мартовский день мы встретились, чтобы поговорить о многочисленных успехах азербайджанских музыкантов на мировом пространстве, зная, что нам, честное слово, есть чему порадоваться, но «оперативный повод» несколько изменил тему интервью.
- Неужели у нас выросло поколение людей, в том числе и журналистов, которое не просто отвергает истинные ценности, но и противопоставляет им «ширпотреб»?
- Как видите!
- Может, расскажем скептикам о том, что такое консерватория, какое место занимают в обществе и кем себя чувствуют ее выпускники, назовем имена тех, кем гордится национальная культура, раз уж кое-кто не замечает этого?
- А не оскорбительно ли это? Разве нуждается консерватория, нынешняя Бакинская музыкальная академия в защите от невежд и их самодовольных высказываний?
- Боже упаси! Но поскольку попса перешла все границы, говорить о достоинствах профессионального образования еще как стоит!Кстати, как вы относитесь к попсовой музыке?
- Двояко. Как человек, который любит повеселиться, я с удовольствием слушаю танцевальные ритмы, пою приятные песни с берущими за душу словами. Но когда подобное, с позволения сказать, творчество вытесняет все стоящее, просто взрываюсь.
- Но у нас всех есть возможность не замечать попсу – ее приверженцы практически не претендуют на достойные залы Азербайджанской государственной филармонии, Дворца имени Гейдара Алиева, Театра оперы и балета и другие «серьезные», престижные объекты культуры. Они довольствуются возможностью петь в прокуренных залах ресторанов, развлекая подвыпивших едоков и танцующих под их душещипательные «шлягеры».
- Если бы довольствовались!
- Разве нет?
- Их так любит телевидение! Заметили: оно буквально посвятило себя им и работает на их «популярность». Думаете, почему они дошли до того, что самодовольно противопоставляют себя выдающимся талантам и даже тем, кто украшает своим профессиональным мастерством концерты, спектакли и составляет культуру нации?.
- Как не заметишь…
- Когда по пяти каналам одновременно в исполнении стареющих примадонн звучат пять низкопробных шлягеров со словами, типа «Ayrılıq», «Gəl, mənim yar» или «İlк bаhаr», я, извините, хочу выть.
- Теперь и радио активизировалось. Повсюду – в маршрутках, автобусах, такси, парикмахерских салонах назойливо звучат надрывные мелодии тех, кого с легкостью называют композитором, число которых растет и растет…
- Это у них называется «раскрутка» - всеми возможными способами телевидение и радио внедряют в сознание «новые песни». То проводят соревнование за право отметиться в «горячей десятке», то «Базары», где жадно внимают сплетням и разговорам, чтобы из уст в уста передавались подробности их скандалов и цитаты из их суждений. Телевидение даже процесс рождения «звезд» на так называемых фабриках демонстрирует! Мы талантливых самородков робко, осторожно называем звездочками. У них что ни «певец», то звезда!
А конкурсы! Ведь это же парады вульгарности и пошлости.
- Сегодня вечером в Москве пройдет национальный отборочный тур на популярный конкурс «Евровидение-2009» - закономерен ли такой огромный интерес к такому «проекту»?
- Честно? Я считаю, что реклама, ажиотаж свое дело давно уже сделали, и психоз вокруг этого конкурса давно стал массовым. Но вы же знаете, что обычно на все вопросы, связанные с музыкальной культурой, я отвечаю как музыкант. Так вот, я убежден, что «Евровидение» это своего рода политика. Этот конкурс не имеет никакого отношения ни к музыке, ни к творчеству. Он задуман так, чтобы свои SMS-ки за того или иного участника послало как можно больше абонентов сотовой связи, а это зависит от того, как пошустрят менеджеры и другие организаторы. Разве нет?
- Естественно… И большие деньги крутятся…
- Да уж, шоу без бизнеса не обходится – рейтинги, реклама…
- Это чревато потерей подлинного искусства культуры?
- И чревато, и опасно. В последнее время меня все чаще охватывает страх не за то, что все больше людей все с большей убежденностью называют искусством или творчеством низкопробные суррогаты, что самодовольные выскочки именуют себя артистами, а граждане, увы, принимают их выверты за образцы искусства и культуры.
- С этим ничего не поделаешь…
- Еще как поделаешь! Даже в капиталистических странах с их рыночной экономикой существуют общественные советы, которые ставят барьеры перед халтурой.
- Такие общественные советы нужны и нам?
- Непременно! А как же иначе, если мои сограждане вовлечены в многочисленные «проекты», в которых в массовых количествах готовят…не вокалистов и даже не певцов, а так называемых звезд! Все только и говорят об их так называемых «победах», болеют за некоторых, поднимая до уровня кумиров. Заметили, как велика погоня за новинками, как все, кому не лень, пишут новые «песни» на сомнительные «тексты»?
- А как вы мыслите борьбу с халтурой?
- То, что я мыслю, словом «борьба» не назовешь. В условиях демократии каждый должен иметь свободу выбора. Ну а агрессивной лавине попсы надо противопоставить настоящее, подлинное, то, чем по праву гордится азербайджанский народ.
Почти век прошел с того самого дня, когда как высшее достижение национальной культуры было воспринято создание в Баку великим Узеирбеком высшего учебного заведения, в которое были приглашены лучшие преподаватели из других стран. Наша консерватория выпестовала тысячи достойных профессионалов, плеяду выдающихся композиторов, музыковедов, инструменталистов, вокалистов, успехами которых гордится не только Азербайджан, но и мировая цивилизация. Поколение за поколением меняются составы нескольких имеющихся в стране первоклассных симфонических оркестров, хоровой капеллы, полный комплект солистов и хоровых ансамблей в Театре оперы и балета и Театре музыкальной комедии. Не счесть количества преподавателей музыкальных школ по всей стране, опекающих талантливых юношей и девушек, самые достойные из которых составляют славу национального искусства. Не забывайте, что наши специалисты востребованы в музыкальных вузах других стран, в частности, Турции, где помогают получать классическое профессиональное образование тысячам юношей и девушек.
- Это мощный критерий оценки состоятельности Бакинской музыкальной академии!
- Спасибо! Но страшно знаете что? Меня уже посещает мысль, что очень скоро наша молодежь не сможет ответить на вопрос, кто такие Уз.Гаджибеков, Кара Караев или Фикрет Амиров. Почти полвека мы из уст в уста передавали шедевр умершего в 23 года Асафа Зейналлы «Ölkəm» - и сердце всегда щемит от пронзающих чувств любви к Родине, а сегодня его проникновенно исполняют только наши профессиональные вокалисты.
- А как поступать, чтобы ставшие популярными у людей с неразвитым вкусом назойливые скороспелки не вытеснили достижения национальной культуры? Чтобы такие не отвергали с легкостью и даже публично то, что им не дано понять и оценить?
- Уверен, что преимущественное внимание прессы к «звездам», «мегазвездам», «примадоннам», «принцессам» и прочим «героям современности» давно пора заменить воспитанием молодых слушателей и зрителей на достойных примерах.
- Здорово, что у нас стали уделять огромное внимание мугаму, который в угоду имперским амбициям долгие годы незаслуженно оставался в тени…
- Да, спасибо Мехрибан ханум, нашей Первой Леди! Она возглавила огромную и неоценимую работу по возрождению этого уникального музыкального феномена, берущего начало в глубине веков и выражающего духовный мир нашего народа, Теперь благодаря ее усилиям во всем мире знают и любят азербайджанский мугам.
- Фархад муаллим! Вы с детства занимаетесь серьезной музыкой и хорошо знаете, что не только музыканта, но и вообще ребенка воспитывает среда – школа, вуз, окружающие. Не кажется ли вам, что нынешние дети недополучают в деле приобщения к искусству?
- Очень даже кажется. Дети почти с пеленок должны знать, что такое симфония, балет, опера, живопись – без этого нет культурного человека. Необходимы утренние спектакли в музыкальных театрах и концертных залах, абонементы, коллективные хождения в театры, в музеи, на концерты. Пусть школьники и студенты ходят туда, где звучит музыка Узеира Гаджибекова, Джовдета Гаджиева, Кара Караева, Фикрета Амирова, Франгиз Ализаде, сочинения которых во всем мире считают за счастье и честь… Пусть регулярно посещают концерты и спектакли, где можно наслаждаться, слушая и запоминая шедевры Моцарта, Верди, Бизе, Баха, Гайдна, Брамса, Бетховена, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Гершвина, Шнитке и многих – многих других.
- Но у нас это не модно?
- Профессионалы – подчеркиваю – без этого жить не могут и с жадностью слушают все достойное в исполнении азербайджанских музыкантов и выдающихся мастеров, все чаще и чаще охотно выступающих перед бакинской публикой. Но, по моему глубокому убеждению, этого не достаточно. Наши объекты культуры довольствуются завсегдатаями (как раз воспитанниками Бакинской музыкальной академии), а должны сами воспитывать все новых слушателей и зрителей. С этим у нас плохо, я бы сказал опасно плохо. Хотя бы потому, что такая «самоустраненность» на руку агрессивной попсе.
- Можно ли изменитьситуацию?
- Это очень кропотливая работа, но вести ее надо всем миром и не откладывая. Мы же ратуем за то, что переворачивает душу, что облагораживает человека, а не создает видимость общения с той культурой, которой гордится народ. Надо воспитать потребность общения с прекрасным!
- Вам обидно, когда профессиональное музыкальное образование объявляют ненужным?
- И да, и нет. «Нет» потому, что такое отношение не с лучшей стороны характеризует автора абсурдного высказывания, с которого мы начали беседу. А почему «да»? Ну хотя бы потому, что многие выпускники Азербайджанской консерватории стали подлинными звездами мирового уровня, и мы имеем все основания гордиться своим вузом. Мы не только воспитываем подлинных звезд - «товар» это штучный - но и трудимся над повышением культурного уровня тысяч своих выпускников, которые передают полученные знания молодым поколением, несут их в свои семьи и далее, по цепочке. Наши как минимум не станут истошно кричать в зале, пить «Pepsi» или грызть семечки во время представления
Надо полагать, авторам эпатажных высказываний придется признаться в том, что настоящее музыкальное образование скорее всего им не по мозгам, и обходятся они без него потому, что являют свое не выверенное высоким вкусом «искусство» в основном в ресторанах. Но пусть не обольщаются: несмотря на грохот динамиков и безудержное fortissimo, музыкой то, что они делают, не назовешь – ее там просто нет!
Галина Микеладзе