Арабская газета: «Тегеран встал на сторону христианской Армении, поскольку Баку был связан с его региональным соперником - Турцией»
«Влияние трех держав на Кавказе - Ирана, Турции и России - обусловлено как географическими, так и историческими факторами». Об этом пишет арабская газета Al Ahram в статье «Кавказские треугольники».
«Границы с Ираном, Турцией и Россией образуют естественные рубежи региона; кроме того, он в разное время находился под контролем Персидской, Османской и Российской империй. Как минимум в течение трех столетий Кавказ служил своеобразным «барометром» соотношения сил в иранско-турецко-российском треугольнике. Существование малых и относительно слабых государств со сравнительно небольшим населением, оказавшихся в его середине, в конечном итоге зависит от альянсов с какой-либо из этих трех держав. В результате мы видим, что после распада СССР и обретения независимости Азербайджан стал союзником близкой ему в этническом, языковом и культурном отношении Турции, а Армения сначала создала альянс с Россией, а позднее и с Ираном. Что же касается Грузии, то ее ориентация на державы, находящиеся за пределами региона - установление связей с Западом в целом и Соединенными Штатами в частности - не позволила Тбилиси, как показывают события лета 2008 году, вырваться из «орбиты» России», - пишет Иносми.
«Система альянсов между тремя региональными державами и кавказскими государствами по сложности не уступает географическому рельефу и этнолингвистической структуре Кавказа. Парадоксальность ситуации наглядно иллюстрирует конфликт между Арменией и Азербайджаном в начале девяностых, который привел к оккупации Ереваном азербайджанской Нагорно-Карабахской области. Хотя Иран и Азербайджан населены мусульманами-шиитами, Тегеран встал на сторону христианской Армении, поскольку Баку был связан союзническими отношениями с его региональным соперником - Турцией. Христианская Грузия, в свою очередь, поддерживает дружеские отношения с Азербайджаном и Турцией, и относительно прохладные - с Арменией. Как явствует из этих примеров, в кавказской системе альянсов политико-стратегические соображения перевешивают религиозные. Именно эту же модель развития событий мы наблюдаем с середины девяностых - всякий раз, когда между республиками Южного Кавказа возникают конфликты»,- напоминает автор.
Н.Б.