Саадат Кадырова: «Не родившись в Азербайджане и не прожив там ни одного дня, считаю Азербайджан своей родиной»
Эксклюзивное интервью 1news.az с российским политологом Саадат Кадыровой
- Расскажите о себе. Кто ваши родители? Каким ветром вас занесло в Туркменистан?
- Я родилась в Ашхабаде, в азербайджанской семье. Мой папа - инженер-строитель, мама -врач. Мои предки жили в Иране, а родители уже родились в Туркмении, так что там я выросла и закончила среднюю школу. Только потом уехала в Москву.
- Что больше всего доставляет вам удовольствие в вашей профессии? Выбор профессии был случайным или сознательным?
- Выбор профессии был более чем сознательным, потому что меня всегда интересовала политика, я уже в начальной школе читала всему классу политинформацию и рассказывала о роли международных организаций. А когда пришлось выбирать специальность, мне предоставили право учиться по специальности экономика, PR или политология, ну, конечно, мой выбор был в пользу последней. Причем, надо сказать, я ведь окончила американский университет, а там политология не совсем то же самое, что в России. Конечно, мне доставляет удовольствие заниматься этим, потому что это профессия, которая удерживает человека на грани минуса и плюса, потому что надо быть очень гибким и в тоже время принципиальным, не терять лицо и уметь отстоять свою точку зрения. Более того, политология - это специальность, которая требует глубокой аналитики, умения обращать внимание на тонкости, не упускать детали и в то же время глобально складывать проблему в мозаику. Мне все это очень интересно, потому что динамично и содержательно.
- Каково женщине быть политологом? Политика не женское дело - вы с этим согласны?
- Конечно же, я с этим не согласна, иначе не занималась бы тем, чем занимаюсь. Принято считать почему-то, что политика – грязное дело и что это не для женщин, да и вообще не для порядочных людей. Мне кажется, эти эпитеты можно примерить к любой профессии, когда ею занимаются непорядочные и нечистые на руку люди. В таком случае юриспруденция тоже недостойная специальность, потому что есть там адвокаты, которые защищают убийц, торговцев наркотиками и насильников. Там есть судьи, которые берут взятки за вынесение того или иного приговора, следователи, которые применяют насилие для выбивания показаний. Таким же образом можно назвать врачебную практику не женским и грязным делом, потому что ни для кого не секрет, что много врачей, которые берут взятки за свои услуги, даже тогда, когда это касается жизни людей и часто детей. Так что в данном случае человек красит место, а не место человека, и в любой профессии, в любой области, если человек, который этим занимается, достоин уважения, то и профессия его будет считаться респектабельной.
Насчет женщины - политолога могу сказать, что в повседневной жизни есть свои плюсы и свои минусы. Было бы банально озвучивать тезис, что мир по-прежнему принадлежит мужчинам, и, конечно, женщине, чтобы доказать свою пригодность, надо работать в два, три раза упорнее. Политика вполне женское дело и ею всегда занимались женщины, начиная со времен Римской империи и заканчивая Российской империей, я даже не буду перечислять всех женщин, которые были у власти. Политология - интеллектуальная наука, а мне кажется, все, что не касается тяжелого физического труда, вполне подходит для женщины, особенно если у нее есть к этому пристрастие и талант.
- Есть ли у вас кумиры (женщины) в политологии? Кем вы восхищаетесь?
- Я верующий человек и живу по принципу «не сотвори себе кумира», так что кумиров у меня нет. Есть люди, которые вызывают у меня профессиональный интерес, есть люди, мнение которых для меня является авторитетным, но это не кумиры и далеко не восхищение. Более того, я вам скажу, что моя профессия учит реализму и очень быстро заставляет снять розовые очки. Понимаете, политика - это манипуляции, это ораторские данные, которые заставляют людей принимать ту или иную сторону, это умение убеждать. В этом деле надо быть психологом, юристом, социологом, историком, практиком и теоретиком. Так что, когда знаешь все это изнутри, трудно кем-то восхищаться, потому что понимаешь, как это делается и почему. Восхищаться можно искусством, творчеством, музыкой, пением, архитектурой, живописью – это вечное, а все остальное преходящее и вряд ли достойно восхищения.
- Самое сложное интервью? Перед встречей с кем вы наиболее волновались?
- Вы не хуже меня знаете - если я скажу, что никогда не волнуюсь перед интервью, наверное, будет неправда. В одинаковой степени присутствует волнение всегда, а иначе нет смысла этим заниматься, в этом драйв общественного деятеля, политолога, журналиста. Есть возможность получать удовольствие не от минутной прибыли, как, например, у бизнесмена, а от процесса общения с людьми, которые зачастую влияют на большую политику, и осознание того, что так или иначе, прямо или косвенно, «ты» имеешь возможность формировать мнение и взгляды. Это очень увлекательный труд.
С другой стороны, могу сказать, что я особо не волнуюсь, может опыт сказывается, все-таки я занимаюсь политикой уже около 8 лет. Огромное количество людей, и в частности интервью, учат разбираться в людях за короткий период, иногда достаточно 20 минут, чтобы все было понятно про того или иного человека. Но некоторые интервью я могу отметить, например, с Владимиром Познером и с Владимиром Жириновским. Хотя это полярно разные люди по своему отношению к жизни, они все же оба большие манипуляторы и, понимая это, надо было быть готовой настолько, чтобы не дать себя спровоцировать ни на йоту. Также было увлекательно общаться с Арменом Джигарханяном и космонавтом Мусой Манаровым, в общем-то, для меня интервью с человеком - это желание окунуться в его внутренний мир и суметь передать читателю суть человека. В общем-то, очень важен момент провокации, иначе нельзя.
- Как вы отстаиваете в России позицию Азербайджана в Нагорно-Карабахском конфликте?
- Знаете, я бы не стала апеллировать такими понятиями. Патриотизм - дело крайне неблагодарное, и, как известно, «прибежище негодяев». В конце концов, история все расставляет на свои места. Я могу сказать только, что, не родившись в Азербайджане и не живя там ни одного дня, считаю Азербайджан своей родиной. Я не получила образование в Азербайджане и меня с этой страной не связывает ничего, кроме моего самоощущения, и поэтому, будучи гражданкой России и занимаясь общественной деятельностью, я смею надеяться, что уже выполнила часть плана по распространению позитивного имиджа Азербайджана в России. Вот как-то так…
Отстаивать позицию в том или ином вопросе есть смысл чиновникам и государственным деятелям, потому что они компетентны принимать решения, формировать позиции и приостанавливать проекты. Я могу просто высказывать свою субъективную точку зрения, которая будет или не будет принята во внимание, это уже зависит от того, как хорошо я умею ее изложить.
- К чему стремится Саадат Кадырова?
- Сложно сказать, потому что если четко сформулировать, к чему стремишься, очень сужаешь рамки возможностей. То есть я могу сказать, что стремлюсь быть сегодня лучше, чем вчера, стремлюсь жить так, чтобы не было стыдно, стремлюсь помогать родным и близким, стремлюсь быть тем, кто есть и не терять себя в этом сложном мире политики и в таком мегаполисе как Москва. Я вообще считаю, что самое большое счастье в жизни - быть понятым, но это, к сожалению, удается не всегда. Если говорить о конкретных профессиональных вещах, я стремлюсь реализовать себя в любом деле, чем бы мне ни приходилось заниматься, стараюсь делать это от души, а если мне что-то не нравится, меня на аркане не заставишь это делать.
- Скучаете по Родине?
- По Азербайджану или по Туркменистану, я ведь родилась в Ашхабаде.
- А вы сами Родиной, какую страну считаете?
- Помните, как учили в советских школах? Родина – это там, где ты родился. На наше поколение 20-21 веков выпало сильное экзистенциональное потрясение, потому что мы родились в одной стране, а в итоге оказались гражданами другой. Так что сложно сказать, конечно, Туркменистан - это место, где родились мои родители, где живут мои родные, где стоит мой отчий дом. Азербайджан - моя историческая родина, часть меня, это моя кровь. Россия – это страна, где я живу, страна, которая дала мне многое, в том числе образование и возможность реализации, поэтому Россия тоже отчасти моя родина. Я очень счастлива, что сочетаю в себе эклектику таких разных и таких близких народов, и мне кажется, все, что происходит в нашей жизни, нужно обращать в плюсы, иначе просто не вижу смысла жить.
- В ком или в чем тебе приходилось разочаровываться?
- Как известно, больнее всего разочаровываться в близких людях, в тех, кому доверяешь и от кого не ждешь «сюрпризов». Надо сказать, жизнь вообще состоит из уроков и разочарований, потому что только таким образом человек докапывается до истины, что называется, пробует соль земли. Сказать конкретно, что вот разочарована в Пете, Васе или Мамеде, не могу, потому что не хотелось бы уходить в детали, но главная проблема скорее не в тех, кто нас разочаровывает, а в нас самих. У меня очень высокая планка по отношению к тем, кого я допускаю в свой круг, и конечно, не все ей соответствуют. В профессиональном плане могу сказать, очень разочаровывают необязательные и безответственные люди. А в личном - люди, которые не умеют держать слово.
- Чем в своей жизни вы гордитесь?
- Сложный вопрос, потому что как бы не ответила, будет выглядеть глупо. Чувство гордости такое же, как и чувство счастья. Это ситуативная вещь. Горжусь в момент чего-то. Например, невозможно быть постоянно счастливым, есть минуты счастья, также нереально быть в состоянии гордости. Можно только на конкретный момент это почувствовать.
- Что в сегодняшнем мире больше всего радует?
- Меня вообще радует сам факт жизни. Большего не прошу, если заслужила, будет и так моим.
С.З.