Серж Саргсян: «Моя борьба»
Блистательный итальянский прозаик и философ Альберто Моравиа является автором поистине крылатой фразы: «Диктатура - это государство, в котором все боятся одного, а один – всех».
Именно этот афоризм до невозможности точно демонстрирует суть процессов, происходящих ныне в Армении.
Начну с упоминания об одном очень интересном заявлении. «АРФ «Дашнакцутюн» действует по указке президента Армении Сержа Саргсяна. Именно он профинансировал всеармянский форум «Дашнакцутюн», прошедший в Ханкенди 10-11 июля», об этом журналистам заявил координатор Союза армянских добровольцев Жирайр Сефилян, передает armtoday.info. По его словам, он располагает достоверной информацией, что вышеназванный форум финансировал брат президента Сашик Саргсян. Целью было использовать это шоу как разменную монету в переговорах по Карабахскому урегулированию, считает Сефилян.
Данная информация, при детальном анализе нынешней ситуации в Армении, рано или поздно должна была появиться. Дело в том, что в этой стране на глазах всего мирового сообщества идет постепенное скатывание к диктатуре. Нынешняя армянская власть использует все возможные рычаги для достижения своих целей. В итоге же, мы наблюдаем плавный переход в разряд «карманной оппозиции» тех партий и лидеров, которые вроде бы должны были стать реальной альтернативой «карабахскому клану» во главе с Сержем Саргсяном. Начало этой унизительной традиции положил Артур Багдасарян - председатель партии «Оринац Еркир» («Страна законности»).
Помнится, 22 мая 2006 года Багдасарян в связи переходом партии «Оринац Еркир» в оппозицию покинул пост председателя Национального собрания. Журналистам Багдасарян сообщил, что переход в оппозицию был связан с разногласиями внутри коалиции «по вопросам демократического развития, внутренней и внешней политики». Но ныне, когда вроде бы самое время демонстрировать собственные взгляды на процесс урегулирования армяно-азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта, А.Багдасарян не делает заявлений, хоть как-то способных поставить под сомнение действия руководства Армении во главе с Сержем Саргсяном. Оно и понятно, ведь А.Багдасарян принял предложение С. Саргсяна занять пост секретаря Совета национальной безопасности при президенте Армении. Как говорится, всему есть своя цена.
Видимо, этой же «логикой» руководствуется ныне и «Дашнакцутюн», которая также решила высасывать из двух источников: и у диаспоры, и у власти. Учитывая заявление Жирайра Сефиляна, это у «Дашнакцутюн» получается. Но шила в мешке не утаишь. И конвертация «Дашнакцутюн» приводит ко все большей потере этой партией не только влиятельности, но даже уважения в армянском обществе. В частности, на последних выборах в Совет старейшин Еревана «Дашнакцутюн» получила 18648 голосов (4,65%). Иными словами, за «Дашнакцутюн» в ходе выборов Совет старейшин голосовали только родственники членов этой партии. Я уверен, что после заявления Ж. Сефиляна, число представителей потенциального электората «Дашнакцутюн» уменьшилось. Таким образом, некогда грозная националистическая партия дашнакцаканов, которая в начале 90-х могла поднять сотни тысяч армян на митинги, скатывается на дно политического пространства Армении. Самую древнюю партию армян неминуемо постигнет участь других не менее древних армянских партий «Гнчакян» и «Рамкавар Азатакан», которые на сегодняшний день хотя и имеют зарубежные представительства, однако не представляют серьезной политической силы внутри самой Армении.
Но суть даже не в этом: превращение партии «Дашнакцутюн» в «карманную оппозицию» - часть плана С.Саргсяна по подавлению любых очагов внутреннего сопротивления его планам по установлению в Армении диктатуры. Откровенно говоря, мне несколько жаль среднестатистических граждан Армении, которые вынуждены выбирать между политическими авантюристами, алармистами, террористами и просто криминальными личностями, пришедшими во власть. Случайно ли происходящее? Нет. Ибо понимание столь печального набора персоналий на политическом Олимпе Армении - верный путь к потере обществом веры в способность влиять на политические процессы. А это - очередной шаг к маргинализации армянского общества. И тут не грех будет напомнить, что процесс маргинализации значительной части общества означает его деструктуризацию (разрушение социальной структуры) и деморализацию. Все это - крайне выгодно армянской власти, которой нужно подготовить армянское общество к озвучиванию истинного положения вещей в процессе урегулирования армяно-азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта.
Кроме того, маргинализация общества - одна из предпосылок установления диктатуры. Той самой диктатуры, установить которую раз и навсегда хочет в Армении Серж Саргсян. И «карабахскую карту» он рассматривает именно как козырь, с помощью которого он надеется заручиться согласием ведущих мировых держав на осуществление собственных планов. Точно так же С.Саргсян использует в достижении своих целей зачистку внутриполитического пространства в Армении, в которой есть ныне только власть и «карманная оппозиция», и деморализацию, маргинализацию армянского общества.
Иными словами, С.Саргсян твердо следует определению, которое дал диктатуре Альберто Моравиа. Нынешний президент Армении занят строительством государства, в котором все боятся одного (тирании диктатора), а один - всех (народа, уставшего от этой диктатуры).
А. Г.