Жаркая осень Сержа Саргсяна: все тайное станет явным
Сообщение о том, что Армения и Турция собираются провести «внутриполитические консультации», целью которых является установление дипломатических отношений между странами, продолжает оставаться самой обсуждаемой как в Турции и Армении, так и в Азербайджане.
Сегодня мы попытаемся дать свой анализ причин случившемуся. Для этого прежде всего нужно задаться вопросом о том, кто выиграет в случае, если дипломатические отношения между Турцией и Арменией будут налажены.
Начнем с Турции. Как известно, МИД Армении и Турции также приняли совместный план мероприятий по реализации «Протокола об установлении дипотношений» с соответствующими пунктами. И тут необходимо обратить внимание на пункт, утверждающий: «Подтверждая взаимное признание существующей между двумя странами общей границы, определенной соответствующими договорами международного права». Сие означает, что Армения берет на себя обязательство не предъявлять в дальнейшем каких-либо территориальных претензий к Турции, что является безусловно устраивающим официальную Анкару пунктом. Кроме того, как указывает армянский источник lragir.am в протоколе отмечается, что Турция и Армения уважают территориальную целостность и принцип неприкосновенности границ других государств. Территориальную целостность Азербайджана и принадлежность ему Нагорного Карабаха ставит под сомнение лишь одно государство мира – Армения. Стало быть, и этот пункт можно трактовать как согласие официального Еревана в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского Нагорно-Карабахского конфликта, что также отвечает не только интересам Азербайджана, но и интересам Турции, которая не только всегда заявляла о том, что границы между Турцией и Арменией могут быть открыты в случае справедливого урегулирования армяно-азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта, но и позволит Турции и в дальнейшем поддерживать теплые отношения с Азербайджаном.
Ну и, наконец, последний пункт, который подразумевает начало работы специализированных комиссий - не позже, чем спустя месяц после первого заседания межправкомиссии. До сих пор руководство Армении отказывалось идти на этот шаг, ставящий под угрозу выявление того прискорбного факта, что трактовать события 1915 года в Османской Турции как «геноцид» просто не получится, да и по самой идеологии армянства, взращенного на принципах ненависти к туркам с последующей борьбой за признание «геноцида», будет нанесен серьезный удар. Но ныне, когда Армения поставлена в крайне тяжелые и имеющие тенденцию к еще большему осложнению экономические условия, которые и вынуждают ее идти на серьезные уступки, в выигрыше от которых, безусловно, оказывается Турция. Но это еще не все.
Согласно данным Национальной статистической службы Армении, за январь-июль этого года товарооборот между Арменией и Турцией составил 86,7 млн. американских долларов вместо 120,4 млн, за тот же период прошлого года. Да, мы имеем дело с уменьшением товарооборота между этими странами на 28%, но он все равно выше, чем товарооборот Армении с Ираном и Грузией. И тут необходимо учесть, что Армения практически ничего в Турцию не экспортирует. То есть товарооборот происходит в одностороннем порядке путем ввоза в Армению турецких продуктов широкого потребления через третью страну. При наличии дипотношений между Турцией и Арменией, естественно, поток турецких товаров в Армению значительно увеличится в разы. Стало быть, крупные турецкие производители заинтересованы в освоении не до конца «отуреченного» армянского рынка. И именно они, как видится, и будут наиболее рьяно выступать в поддержку открытия турецко-армянских границ.
Россия, которая не раз называла Армению своим «форпостом на Кавказе», также не особо переживает за происходящее по причине того, что все крупные стратегически важные экономические объекты Армении давно уже находятся в ее руках. Она не намерена терять их, а Турция не намерена претендовать на них, предпочитая заполнить иную экономическую нишу, а говоря проще, оккупировав армянский потребительский рынок и рынок услуг. Таковы, в общих чертах, плюсы, которые извлечет для себя Турция, после установления дипломатических взаимоотношений с Арменией и открытия границ с ней.
Теперь поговорим об Армении. Начнем с того, что о факте значительных уступок со стороны Армении в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта свидетельствует то, что в высших эшелонах власти этой страны имеет место серьезный кризис. К примеру, по данным армянских СМИ, министр обороны этой страны Сейран Оганян написал заявление об отставке и отправил его в резиденцию президента. В своем близком окружении он мотивировал отставку уступчивой политикой Сержа Саргсяна по части карабахского вопроса. После получения заявления об отставке министра Серж Саргсян вызвал к себе Оганяна и, по некоторым сведениям, провел почти 6-часовую беседу. После чего Оганян забрал свое заявление и вернулся к работе. Кроме того, согласно распространенным некоторыми армянскими СМИ данным, властные круги Армении обсуждают вопрос отставки осенью 2009 года нескольких министров, в том числе министра финансов Тиграна Давтяна, министра транспорта и связи Армении Гургена Саркисяна, а также директора Службы национальной безопасности Армении Горика Акопяна. Но и это еще не все. Как сообщает армянский сайт «A1Plus.am», зам.руководителя аппарата президента Армении Микаел Минасян, зять Сержа Саргсяна по кличке Мишик, подал в отставку. «По данным нашего источника, отставка обусловлена политическими событиями, которые ожидаются осенью, и его стремлением играть более активную роль в перестановках», - отмечает армянский ресурс. Не стоит скидывать со счетов и разногласия с бывшим президентом Р. Кочаряном, который еще во время визита Абдуллы Гюля откровенно заявил, что если бы он был бы президентом, такого приглашения не сделал бы.
Как видим, вовсю идут разговоры и уже имеют место отставки представителей высшего руководства Армении, то есть людей, от которых невозможно, в отличие от рядовых граждан РА, скрыть истинную цену, которую Армения заплатила за открытие границ с Турцией. Но шила в мешке не утаишь, и совсем уже скоро и рядовым гражданам РА все станет окончательно ясно. И главное, уже в самом скором времени станет ясно, что Армения пошла и на очень серьезные уступки в процессе урегулирования армяно-азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта ради открытия границ с Турцией. И тогда в Армении начнется настоящий внутриполитический кризис, причиной которого является не только регулярная ложь руководства РА своему народу о ходе переговорного процесса об урегулировании конфликта, но и так и не устраненная главная «общеармянская болезнь», которая состоит в простой формуле: «То, что выгодно Турции, не может быть выгодно Армении».
Наряду с этим, с разрешением турецко-армянского противостояния исчезнет потребность в существовании таких армянских партий, как Дашнакцутюн и им подобных. В итоге отмечу следующий достаточно интересный факт. Глава МИД Турции Давудоглу огласил, что в шестинедельный срок должны быть предприняты конкретные действия в реализации подписанных протоколов, и эти самые шесть недель приходятся на начало второй декады октября. Если припомнить, то именно 13 октября 1921 года был подписан Карсский договор, и если по прошествии 88 лет именно в этот день будет подписан еще один договор, в турецко-армянских взаимоотношениях появится символичность и традиция.
А.Г.