Шахлар Аскеров: «Абитуриенты должны сами выбирать себе специальность и вузы»
Эксклюзивное интервью 1news.az с профессором БГУ, экс-председателем комиссии Милли Меджлиса по науке и образованию Шахларом Аскеровым
- Как вы оцениваете принятый закон «Об образовании»? Ведь в свое время вы много работали над законопроектом. Оправдались ли ваши надежды?
- Закон «Об образовании» был подготовлен на высоком уровне и, признаться, я им остался доволен. В законе нашли отражение все те пункты, над которым я работал, будучи председателем комиссии.
Конечно, есть отдельные моменты, которые не вошли в рамочный закон. Хочется надеяться, что они найдут отражение в законопроектах «О среднем и высшем образовании», «О науке».
- О каких пунктах идет речь?
- Одним из важных моментов, о которых я в свое время немало говорил - введение системы выборов ректоров вузов, национального тестирование учащихся школ, а также одноступенчатую степень защиты с присуждением звания доктора философии с указанием специальности.
Я всегда придерживался позиции, что ректоров вузов нужно выбирать путем голосования. К этому процессу у меня было свое философское отношение. В чем оно было выражено? В учебном заведении руководитель должен меняться раз в несколько лет. Если этого не будет происходить, то в такой атмосфере не будет нормального развития, не будут рождаться новые идеи и т.д.
Второй момент - единый национальный тест, который успешно претворяется в жизнь во многих странах. Надеюсь, что эта система когда-то будет принята и в Азербайджане. Ведь в этом случаи мы сможем уберечь здоровье наших детей, которые сейчас вынуждены сдавать два практически одинаковых экзамена в разное время и каждый раз переживать стресс.
И третий – получение звания доктора наук. Чтобы провести экспертизу докторских работ по 660 утвержденным направлениям ученой степени, нужны не менее 15-16 докторов наук по каждому индексу. Это составляет около 9 тысяч докторов. У нас же всего по республике 1 200 докторов наук. Проводить качественную работу возможно только при таких условиях.
- Вы также выступали за то, чтобы абитуриенты сами выбирали вуз и специальность после поступления…
- Государственная комиссия по приему студентов занимается очень важной на сегодня миссией – проводит тестирование абитуриентов всей республики.
Но я хотел, чтобы зачисление абитуриентов в вузы происходило по-другому. Считаю, что абитуриенты должны сами выбирать себе специальность и вузы. Почему наша молодежь не имеет право самой выбирать себе вуз?
К сожалению, очень часто мои слова в СМИ преподносили так, как будто я против тестовой системы. Я никогда так не считал. Единственное, что всегда предлагал, так это чтобы результаты вступительного экзамена были объявлены в тот же день, как делают это в Казахстане.
- Реформы в системе образования сегодня необходимы?
- Чтобы преодолеть какие-то трудности, нужны структурные изменения, реформа законодательной основы среднего образования. Нужны концепция и доктрина образования - как обучать, каким предметам отдавать приоритет.
- Кто, по-вашему, должен заниматься этими вопросами?
- Я хочу привести в пример опыт России. Образовательным процессом там ведают государственные структуры. Это Минобразования и науки, Федеральная служба по надзору в области образования и науки и Агентство по образованию. Работа этих структур друг от друга не зависит, но вместе им удалось организовать качественный образовательный процесс.
- В научной среде за все эти годы также накопилась масса проблем, мешающая ее полноценному развитию. Какие меры нужно предпринять для того, чтобы наладить этот сектор?
- Все бывшие советские государства уже давно создали мощные ведомства, которые занимаются одновременно и образованием и наукой – это Министерство образования и науки. И это не просто название. Если раньше, то есть в советское время, наукой занималась Академия наук, то сейчас этой сферой руководит вышеупомянутое ведомство. Когда мы создаем ведомство под названием «Министерство образования и науки», это подразумевает то, что каждый вуз должен стать в том числе и научным центром. По такому принципу работают многие западные вузы.
В этом, конечно, у нас пока есть недостатки, но не стоит забывать и о достижениях нашей науки, о которых нельзя не упомянуть. Мне недавно мои коллеги рассказали, как нанотехнологии используются в нашей нефтяной индустрии. Это же наши ученые, которые увеличивают отдачу тех установок, которые либо почти ничего не давали, либо давали какой-то мизер. Сейчас на 50% увеличилась отдача за счет использования новых реагентов на основе наноматериалов. Эксперименты, проведенные на 56 скважинах дали экономический эффект 356 тыс. манатов. А таких скважин 4000, которые сейчас работают не в полную меру. Видите, какая отдача. Значит, при желании все возможно.
- А вам не кажется, что корень всех проблем в недостаточном финансировании науки?
- Финансирование - важный элемент в развитии науки. Известно, что во многих развитых странах, которых мы часто приводим в качестве примера, огромную роль в финансировании науки играют частные компании, корпорации, заинтересованные в развитии современных технологий. Поэтому огромные вливания в науку идут именно от частных структур. У нас эта практика только-только получает развитие, хотя и медленное. Надо четко осознавать, что ключ экономики находится у техники, ключ последней - у технологии, далее - у науки, а ключ науки - в образовании. Нужно сделать все возможное, чтобы каждый элемент этой цепи прогресса функционировал без сбоев, и вот тогда наука будет работать на экономику, как это имеет место в развитых странах, а недостаток в подборе научных кадров снизится до минимума.
- Поможет ли в этом Госпрограмма по реформированию науки?
- Безусловно, ведь она содержит концептуальные основы научной деятельности, отдельные и очень конкретные пункты развития важнейших направлений этой сферы. В Азербайджане всегда была очень сильная научная школа, и в отличие от некоторых стран постсоветского пространства наша Академия наук все еще сохранилась как цитадель фундаментальных наук. Ведь, как известно, мощь любого государства определяется уровнем развития национальной науки.
Р. Ашрафли