Франгиз Ализаде: «Тенденция заполнения телеэфира низкокачественной музыкой имеет место»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем Союза композиторов Азербайджана, народной артисткой Франгиз Ализаде
- В последнее время на отечественной эстраде появилось новое поколение молодых людей, именующих себя композиторами, несмотря на отсутствие диплома Бакинской музыкальной академии, и признания того, что они не знают нот. Свою самовлюбленность и претензии называться композиторами они обосновывают тем, что их композиции день и ночь крутятся по отечественным телеканалам и радиостанциям, занимают высокие места в отечественных хит-парадах. Как вы считаете, можно ли этих молодых людей называть композиторами или к ним больше подходит выражение «мелодист», введенное в свое время великим Узеиром Гаджибековым?
- Вы очень правильно подобрали точное слово. Они - мелодисты и я лично не считаю их композиторами. Кстати, слово «мелодист» в свое время активно использовал великий Кара Караев. Но, в то же время, безусловно, азербайджанский народ всегда доказывал свою музыкальность, у него всегда в почете были народные исполнители, народные сказители. Вот из среды этих народных исполнителей время от времени появлялись люди, не только исполнявшие, но и сочинявшие различные мелодии. Эта традиция уходит своими корнями в далекое прошлое и обрубать ее не имеет смысла. Вот и запрещать кому-то именоваться композитором мы также не можем. Ведь мы уже успели увидеть, сколь пагубно влияют на искусство и творчество запретные меры, бывшие одним из атрибутов советского времени. Поэтому и сейчас не имеет смысла и необходимости в реанимации этого негативного составляющего нашего сравнительно недавнего прошлого. Должна быть здоровая конкуренция, дающая возможность слушателям самим определять, что такое хорошо, а что такое плохо.
Что касается лично моего взгляда на данный вопрос, то если у человека есть композиторское образование и он имеет опыт написания симфоний и иных классических музыкальных произведений, это обязательно позитивно отразится на качестве любого сочиненного им музыкального произведения, в том числе и в жанре популярной музыки. В качестве примеров можно привести такие композиции, как «Гейгель» Фикрета Амирова или «Зибейда» Тофика Кулиева. В данных музыкальных произведениях, несмотря на их отношение к жанру популярной музыки, присутствует какая-то классическая завершенность формы. В итоге, даже после различных аранжировок эти композиции сохраняют свое неповторимое лицо, свою мелодику. И потому именно такие музыкальные произведения навсегда остаются любимыми нашим народом.
- Может ли называться композитором человек, имеющий диплом о средне-специальном образовании, полученном в музыкальном училище имени Асафа Зейналлы?
- Нет. Для того чтобы, к примеру, стать членом Союза композиторов Азербайджана, необходимо наличие законченного высшего образования и диплом композитора.
- В таком случае, как вы прокомментируете то, что именно такого рода мелодисты и заполонили ныне эфир отечественных телеканалов, и что именно их произведениям на отечественном телевидении дается приоритет над более качественной, отличающейся завершенностью классических форм музыке?
- Это очень серьезная проблема. Конечно, мы приветствуем приобщение молодых людей к написанию и исполнению песен. Пусть они лучше этим занимаются, чем не находят себе места в этой жизни. В то же время, тот факт, что эфир отечественных телеканалов заполонен именно такими людьми, безусловно, негативный фактор, в котором, правда, большая часть вины лежит не на этих людях, а на руководителях отечественных телеканалов, которые предпочитают заполнять эфир, не задумываясь о качестве того, что представляется на суд телезрителей. Конечно же, я говорю не обо всех отечественных телеканалах. В частности, в этом вопросе, на мой взгляд, особняком стоят AZ TV и Общественное телевидение. Но в целом, конечно же, тенденция заполнения телеэфира низкокачественной музыкой имеет место.
Возникает классический вопрос «что делать?». Как я уже говорила, методика запретных мер уже продемонстрировала свою нежизнеспособность, поэтому и в данном вопросе не имеет смысла обращаться к подобной методике. Мы можем лишь посоветовать возродить институт художественных советов, которые имелись на отечественных телеканалах раньше. Только так, советуясь, а не запрещая, мы можем найти выход из создавшейся ситуации.
- А что нас ждет в будущем, лет эдак через 20, если и дальше не будет возрождаться институт худсоветов на отечественных телеканалах, и в эфир будет предоставляться низкосортная музыка?
- Я не думаю, что произойдет что-то чрезвычайное. Как и ныне, через 20 лет будет звучать как качественная, так и не очень качественная музыка. Более того, если мы найдем демократичные формы влияния на отечественные телеканалы, ситуация в данном вопросе улучшится. Плюс, я не исключаю того, что и сами руководители телеканалов, увидев переизбыток в собственном эфире не очень качественной музыки и тех, кто ее пропагандирует, со временем начнут осуществлять шаги в направлении улучшения качества музыки, выходящей в эфир.
- Кстати, те проблемы, о которых мы говорим, носят сугубо азербайджанский характер или нечто подобное имеет место и за рубежом?
- Достаточно просто уделить определенное время просмотру ряда зарубежных телеканалов, в том числе и музыкальных, чтобы убедиться, что подобного рода проблема не является эксклюзивно азербайджанской. К примеру, в эфир зарубежных телеканалов, именуясь известными музыкантами, выходят молодые люди, к примеру, из рок-группы Tokio Hotel. И это - представители великой немецкой музыкальной культуры! Конечно же, это не может не шокировать. Но в целом, рассуждая философски, мы приходим к выводу, что музыка, начавшая свой путь с обслуживания ритуалов, рано или поздно вернется к тому, с чего все начиналось. Ведь процесс глобализации идет неумолимо и ей, конечно же, будет подвержена и музыка.
А. Г.