«Набукко» – экономическая альтернатива, которая изменит геополитические условия в регионе
Подписание в Анкаре межправительственного соглашения по «Набукко» актуализировало вопросы относительно реальности этого проекта. Однако полезно вспомнить, что такие же вопросы вставали в свое время и вокруг проекта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД).
Европейские инвесторы сомневались в рентабельности этого проекта. Замороженные конфликты на Кавказе ставили будущее этого проекта под вопрос. Несколько банков во главе с «Barkalays Bank» отказались финансировать его. Грузия требовала увеличить ее долю в проекте и оттягивала подписание документов. Казахстан и Туркменистан вообще не намеревались участвовать в БТД, но несмотря на все эти проблемы, нефтепровод БТД был реализован и к нему сегодня подключаются страны, ранее заявлявшие о неучастии в нем.
Сегодня альтернативой газопроводу «Набукко» считается проект «Голубой поток» российской компании «Газпром», которая в настоящее время покрывает 47% потребляемого Европой природного газа. В Европе монополистов недолюбливают, и не только там. В январе прошлого года казахстанская компания «Казтрансойл» не разрешила «Газпрому» поставлять нефть из Казахстана в Китай. Страны Средней Азии обеспокоены попытками «Газпрома» утвердиться на рынке этого региона и создать альтернативу совместным с Китаем энергетическим проектам. В то же время заявление Туркменистана 4 июля о присоединении к указанному проекту напоминает действия Казахстана, в свое время проявлявшего осторожность в отношении проекта БТД, но на стадии реализации присоединившегося к нему.
Из сказанного явствует, что и Европа, и Средняя Азия заинтересованы в альтернативных газпромовским проектах, а такой альтернативой сегодня является лишь «Набукко». Нужно учитывать, что стоимость проекта «Голубой поток», составляющего альтернативу «Набукко», достигла 22 млрд. долларов. Сможет ли «Газпром», чьи акции в условиях кризиса упали, а доходы сократились, справиться с реализацией этого проекта? В Европе есть влиятельная фигура, способная привлечь инвесторов к этому проекту, - бывший канцлер Германии Герхард Шредер. Со своей стороны Набукко GmbH сделал ответный ход. Сегодня лоббирование «Набукко» в Европе осуществляет бывший же при Шредере министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, и позиции этого лобби представляются довольно уверенными, поскольку Европа не скоро забудет холодные зимы, проведенные по вине «Газпрома».
Что касается роли Азербайджана в «Набукко», то не секрет, что азербайджанского газа для заполнения «Набукко» недостаточно, и для экономической рентабельности участие стран Средней Азии в нем необходимо. Газопровод планируется сдать в строй в 2013 г., и на первых порах по нему будут транспортироваться 8 млрд. куб. м газа, из которых Азербайджан может дать не более половины. В таких условиях продажа Азербайджаном части своего газа России (500 млн. куб.) была в геополитическом плане верным шагом.
Успешная реализация «Набукко» и других транскаспийских проектов ослабит монополию России в поставках среднеазиатского газа в Европу, ее экономические рычаги на Кавказе и в Средней Азии и параллельно укрепит влияние Европы на постсоветском пространстве.
Политическая и экономическая напряженность в Грузии и Украине еще раз показывают, что одних оранжевых революций для укрепления демократии на этом пространстве недостаточно, экономика этих стран остается тесно связанной с Россией. Экономическое давление России становится трудным испытанием для прозападных правительств указанных стран. Пока не достигнута экономическая интеграция с Европой, демократизация в этих странах будет сталкиваться с препятствиями. В случае же реализации «Набукко» Европа будет меньше идти на уступки России в вопросах энергетической безопасности, демократизации, урегулирования конфликтов и других проблем.
Турал Керимли
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора