Каспийские перспективы
Официальный визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Баку стал очередным этапом в сотрудничестве двух дружественных Прикаспийских государств.
Несмотря на то, что это был первый за последние четыре года визит казахстанского президента в Азербайджан, общение с президентом Ильхамом Алиевым происходило довольно часто в рамках участия в различных организаций (например, СНГ) и международных саммитов. Правда в этом есть своего рода и положительный момент, заключающийся в том, что Нурсултан Назарбаев сумел по достоинству оценить те огромные изменения, которые произошли во внешнем облике столицы нашей республики за эти годы. Что он и отметил.
Кстати, у Азербайджана и Казахстана, равно как и с Россией, нет принципиальных различий в подходе к статусу Каспийского моря. Еще 14 мая 2003 года эти три государства заключили соглашение о точке стыка линий разграничений сопредельных участков дна Каспия.
Это обстоятельство в определенной мере способствовало подписанию в Баку, в присутствии двух президентов, меморандума между Госнефтекомпанией Азербайджана (ГНКАР) и казахстанской национальной компанией (НК) «Каз Мунай газ» меморандума «О совместном использовании нефтегазовой инфраструктуры ГНКАР при разработке казахстанских углеводородных месторождений», меморандума «О намерении сотрудничества по нефтепроводу Баку - Черное море» и соглашения «О совместной деятельности при разработке технико-экономического обоснования транскаспийского проекта».
Как видно, наибольшее количество подписанных соглашений относится к энергетической сфере, сотрудничеству в которой стороны придают важное значение. Ведь не секрет, что транспортировка нефти и нефтепродуктов до сих пор составляет основную часть грузоперевозок по Каспию. И они будут только увеличиваться с ростом добычи нефти на восточном берегу моря. Казахстан, не имея прямого выхода к мировому океану и соответственно потребителям, вынужден транспортировать часть добываемой нефти через порт Актау в разные перевалочные нефтяные терминалы на Каспийском море. При этом он старается придерживаться принципа диверсификации потоков углеводородного сырья, следующего на экспорт. Так, в 2008 году нефть из Актау поступала в порты на Каспии следующим образом: в Махачкалу – 4,5 млн тонн нефти, Баку – 2,7 млн тонн и иранский Нека – 1,7 млн тонн. Причем большая часть грузопотока транспортировалась судами Азербайджанского Каспийского морского пароходства. Далее казахстанская нефть по территории Азербайджана транспортировалась частично по нефтепроводу Баку – Тбилиси - Джейхан (БТД) в Средиземное море и по железной дороге в грузинский черноморский порт Батуми.
Конкуренция за право транспортировки казахстанской нефти идет достаточно жесткая и Азербайджан является одним из ее участников, имеющим достаточно серьезные преимущества. Поэтому неслучайно в мае текущего года был ратифицирован парламентом и подписан президентом республики Казахстан закон «О ратификации договора между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой по поддержке и содействию в транспортировке нефти из Республики Казахстан через Каспийское море и территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы БТД». Или, как проще именуется этот проект, Казахстанская Каспийская система транспортировки (ККСТ). Это весьма дорогостоящий проект, предполагающий создание инфраструктуры для транспортировки нефти с казахстанского месторождения «Кашаган». По последним данным, нефть с него начнет поступать не позднее октября 2015 года. Но затраты стоят того, ведь на первых порах планируется переваливать 23 млн тонн нефти в год, а через 5-6 лет и 50-60 млн тонн. Поэтому уже сейчас казахстанская сторона ведет переговоры об использовании нефтепровода Баку - Супса или возможности строительства нового к Черному морю.
Так что перспективы сотрудничества огромны и не ограничиваются только сферой энергетики.
Чингиз Велиев, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора