Джаваншир Кулиев: «Турки-киприоты продвинулись в демократии дальше, нежели турки Турции»
Эксклюзивное интервью 1news.az с заслуженным деятелем искусств, композитором Джаванширом Кулиевым
- Как на Северном Кипре отреагировали на подписание турецко-армянских протоколов?
- Вяло. Телеканалы в выпусках новостей стандартно сообщили эту новость, так же, как в Азербайджане телеканалы, к примеру, сообщили бы о подписании протоколов между Свазилендом и Либерией. Часть интеллигенции, конечно, понимает, что Турции нельзя терять Азербайджан, что это может вызвать цепную реакцию неприятных событий. Но большая часть людей, с кем мне довелось беседовать на эту тему, склонны думать, что Турция обязательно найдет из создавшегося положения и безопасный для Азербайджана выход. Они не очень утруждают себя размышлениями по этому поводу.
- Как на жизни жителей Северного Кипра сказывается то, что его не признают в мире?
- Сказывается плохо – у них даже выработался некий комплекс неполноценности, они вынуждены выезжать за границу по турецким паспортам – их паспорта даже у нас, в Азербайджане, не признают - и это больно бьет по их самолюбию. Не могут строить большие предприятия – товар некуда вывозить из-за непризнания страны. Да и Евросоюз не выполнил свое же решение по снятию экономических санкций после референдума 2004 года и они совсем сникли. Молодежь склонна к воссоединению с южным, греческим Кипром, но на равных правах с румами, как они их называют. Они хотят конфедерацию. Это, по их словам, сделает Северный Кипр частью Евросоюза. В результате, также по их словам, будущее их детей будет без проблем.
Южане же, в свою очередь, хотят видеть турок только нацменьшинством и никак не более. Вот уже несколько месяцев идут переговоры двух президентов по поводу воссоединения и конца-края этим переговорам не видно – очень много практически неразрешимых проблем накопилось между этими народами. Они уже 45 лет живут врозь, и довольно сильно отдалились друг от друга. Практически не осталось ни на той, ни на этой стороне людей, знающих другой язык – общаются на английском! Не верю, что они смогут жить вместе. У меня создалось впечатление, что оба президента делают вид, что договариваются, а на самом деле ни тот, ни другой не хотят нарушать существующий статус-кво. А ведут переговоры потому, что на одного давит ООН и Евросоюз (Турция - Северный Кипр), а на другого ООН и собственное общественное мнение. Вот и играют роль переговорщиков.
Немаловажное значение имеет также и то, что остров Кипр расположен на стратегически важных морских путях – владеющий островом легко сможет контролировать морские нефтеперевозки, и по этой причине Турция вряд ли захочет убрать свои военные базы с острова. Важность острова подчеркивает и тот факт, что в его южной части до сих пор существует военная авиабаза далекой Англии! А Англия, как известно, опытный игрок на международной арене, просто так военную базу на далеком острове держать не будет.
- Насколько популярна среди турок-киприотов правящая в Турции АКП?
- Правящая в Турции АКП на Северном Кипре не популярна. Дело в том, что турки-киприоты дальше продвинулись в демократии, нежели турки Турции. Это произошло, видимо, оттого, что Кипр долгое время контролировался сначала Венецианской республикой, спустя определенное время Англией. Следы английского управления до сих пор остались – автомобили на Кипре с правым рулем, а правила движения с точностью до наоборот, чем у нас, зарплаты выдают английскими фунтами. Большая демократичность, большая толерантность, большее уважение к правам человека по сравнению с теперешней Турцией здесь видны, как говорится, невооруженным глазом. Мечетей здесь мало, да и те построили материковые турки. Люди здесь не очень религиозные, практически не ходят в мечеть, вследствие этого и не любят нынешнее правительство Турции, которое не скрывает своей религиозной направленности. Поэтому и на последних парламентских выборах здесь победила более националистическая правая партия УБП, нанеся поражение ставленникам Анкары СТП.
- Живут ли на Северном Кипре армяне?
- До этого года я не встречал. В этом году к нам на факультет поступила одна девушка со странным именем Орида. Фамилия у нее турецкая. Как она сама сказала на вступительных экзаменах, ее имя означает морской цветок и одновременно название какого-то поселка на Кавказе (!). Недавно на уроке (я время от времени на уроках веду со студентами беседу «по душам») она сказала, что по происхождению является армянкой. Турецкой армянкой, конечно. Симпатичная девчушка, веселая, способная, ничем не отличающаяся от других студентов. Родилась и выросла в Турции, свободная, равноправная гражданка Турции и гордится этим. Если окончит наш факультет, станет турецкой актрисой. И еще, здесь по телевидению часто дают рекламу группы строительных компаний, которая называется «Ноянлар». Не стану утверждать, что это армяне, но название похоже. Пожалуй, все. Больше здесь ничего, связанного с армянами мне неизвестно.
- Не могу не задать и самый ныне актуальный вопрос: будут ли открыты турецко-армянские границы до освобождения всех оккупированных Арменией территорий Азербайджана?
- Думаю, что будет изобретена какая-то формулировка, одновременно не обижающая армян и позволяющая не открывать пока границы. Турция в сложном положении – с одной стороны США давят на Турцию для открытия границ, чтобы «оторвать» Армению от России, с другой стороны, Турция и сама тоже хочет утвердиться на Южном Кавказе, а без нормализации отношений с Арменией это сделать невозможно, а с третьей стороны, она не может не считаться со своим общественным мнением, требующим не открывать границу в ущерб Азербайджану. Турции необходимо, на мой взгляд, пройтись как бы «по лезвию бритвы» между США, Россией, Азербайджаном и Арменией и не задеть никого! Это архисложно, но, как говорят, в политике не бывает невозможного.
- Каким, в целом, вы видите будущее азербайджано-турецких взаимоотношений?
- Я уверен, что ничто не сможет разрушить взаимную любовь и доверие между нашими народами. Мудрости наших народов хватит для того, чтобы достойно выдержать все испытания, выпадающие на их долю. Двухсотлетнее царское и 80-летнее большевистское правление не смогли нас отдалить друг от друга, так что, и будущие взаимоотношения между нашими народами лично у меня не вызывают никакой тревоги.
А.Г.
4442