Анкара на пути достижения поставленной цели - АНАЛИТИКА
Несколько событий последнего времени стали проливать свет на некоторые приоритеты политико-экономической деятельности нынешних властей Турции.
В начале 20-х чисел прошлого месяца тема диверсификации энергомаршрутов, а еще вернее газопроводов, приобрела, на первый взгляд, странный характер. Между премьер-министрами Турции Р. Эрдоганом и России В. Путиным состоялся телемост, в котором принимал участие также премьер Италии С. Берлускони, находящийся частным визитом в РФ.
Разговор шел о диалоге и конструктивном сотрудничестве в энергосфере. Была констатирована позитивная динамика в плане реализации проекта "Южный поток", лоббируемого Москвой, после достигнутых в августе российско-турецких договоренностей. Во исполнение этих договоренностей, Анкара дала согласие российским партнерам на проведение искательских работ в турецкой экономической зоне акватории Черного моря по предполагаемому маршруту прокладки будущего трубопровода, в реализации проекта которого участвует итальянская к омпания ENI.
Об этом российского президента известил его турецкий коллега в ходе телефонного разговора. Москва не преминула воспользоваться создавшейся ситуацией. Российский премьер В.Путин обоим своим коллегам заявил, что "Южный поток" имеет все шансы быть реализованным раньше, чем проект "Северный поток". Хотя по расчетам, "Северный поток" планируется запустить в 2011г, а "Южный поток" только в 2015г. Причем в проектных мощностях "Южный поток" доминирует в 2,2 раза. Тем не менее, заинтересованные страны решились не остановится перед гипотетическими трудностями. Тем более что В. Путин обратил внимание на то, что у России есть достаточный опыт по прокладке аналогичных газопроводов ("Голубой поток"), и компании всех трех стран успешно сотрудничали в этой области. Тактика Кремля более чем ясна. Россия кровно не заинтересована в реализации альтернативных энергопроектов, первым из которых на повестке дня стоит "Набукко". Втягивая Турцию (основной транзитный узел для подобных проектов) и Италию в процесс скорейшей реализации "Южного потока", можно нанести контрудар по "Набукко", превращая его в бессмысленный и исключительно политический проект.
Москва одновременно будет вести диалог с Баку об оптовой покупке добываемого газа с месторождения "Шах-дениз-2" по приемлемым ценам для Азербайджана, в целях дальнейшего использования этого ресурса для заполнения газопровода "Южный поток". Для достижения этой цели, по всей видимости, Кремль даже готов пойти на некоторые жертвы. В ходе вышеупомянутого телемоста премьеры трех стран подтвердили намерение продолжать работу на межправительственном и межкорпоративном уровне по продвижению проекта нефтепровода "Самсун-Джейхан". Это является прямым ударом по проекту Бургас-Александруполис и сотрудничеству России в этой сфере с Грецией и Болгарией.
С российскими интересами все понятно. А что привлекательного для Турции, союзника Запада, в таком тесном сотрудничестве с Россией в нефтегазовой сфере, которая стремится похоронить альтернативные энергопроекты, поддерживаемые Западом и самой же Турцией?
Неужели Анкара намерена отказаться от поддержки проекта "Набукко"? Хотя реализация "Голубого потока-2" и "Южного потока", а в дальнейшем и "Северного потока" (все проекты российские), у многих может вызвать скепсис по отношению к "Набукко", более чем уверен, что Анкара всячески будет поддерживать и данный проект. И этому есть очень серьезное объяснение.
В прошлом году турецкое внешнеполитическое ведомство опубликовало специальный доклад под названием "Энергетическая стратегия Турции". Из доклада явствует, что Турция стремится стать энергетическим узлом международного значения. Это может обеспечить в процессе происходящей ныне трансформации международной политико-экономической системы должное присутствие Анкары в глобальном механизме принятия решений. А также превратит Турцию в ведущего игрока в Ближневосточном, Южно-Кавказском и Балканском регионах. Географическое расположение Турции является серьезным подспорьем для превращения ее территории в энергетический узел международного значения. Так как, она находится почти в непосредственной близости к 72,7% подтвержденных запасов нефти и 71,8% природного газа во всем мире.
В ходе недавнего визита премьер-министра Турции Р.Т.Эрдогана в соседний Иран между двумя странами был заключен очередной договор о сотрудничестве в энергетической сфере. По подписанному соглашению, Турция становится обладателем права на маркетинг и продажу 35 млрд. куб.м природного газа в Иране. По словам министра энергетики и природных ресурсов Турции Т. Йылдыза, сопровождавшего Т. Эрдогана в поездке в Тегеран, Турция будет добывать природный газ из иранского месторождения "Южный Парс", которое является крупнейшим газоконденсатным месторождением в мире. На добычу в этом месторождении Турция инвестировала 12 млрд. долл.
Еще одним интересным моментом является то, что Т.Йылдыз упомянул о возможном использовании иранского газа для наполнения "Набукко". Зная отрицательную позицию США об участии Ирана в проекте "Набукко", трудно себе представить, что Анкара без согласия стратегического союзника может сделать такое смелое заявление. Такое опосредованное участие иранского газа в "Набукко" позволяет сохранить лицо Вашингтону, которого сегодня больше интересует ослабление геополитического влияния Москвы на Южно-Кавказский регион и Тегеран.
Более того, турецкий премьер-министр в Иране не преминул выступить в роли защитника Тегерана в сложном противостоянии этой страны с Западом. Он также выступил в поддержку усиления роли Ирана в регионе. Турецкий премьер, отметив прочные связи между двумя странами, подчеркнул, что Турция является окном в Европу для Ирана, а Иран - окном на Восток для Турции. По словам Р. Эрдогана, Турция в течение 5-и лет намеревается довести объем торговли между двумя странами до 30 миллиардов долларов. Он выступил с предложением понизить высокие налоговые ставки для турецких предпринимателей в Иране и ускорить деятельность по переходу на общую валюту. Такие заявления дают основание предположить, что Анкара стремится сосредоточить в собственных руках транспортировку иранского газа в европейские рынки, и последнее газовое соглашение с Ираном не носит одноразовый характер, ограничиваясь месторождением "Южный Парс". С учетом действующего с 2001 г газопровода Тебриз-Анкара, пропускной способностью 7,5 млрд. кубометров в год, картина становится более чем ясной. Также планируется строительство нового 1850 километрового ирано-турецкого газопровода, тянущегося от иранского порта Асалуе до находящегося на турецко-иранской границе турецкого населенного пункта Базарган. Внимательное изучение уже существующих и планирующихся газопроводов с участием Турции, лишний раз подтверждает серьезные намерения Анкары в этом деле.
"Голубой поток". Коммерческие поставки начались с 2003г (пропускная способность - 16 млрд. куб. м в год). Поставка российского газа в Турцию через акваторию Черного моря, минуя третьи страны.
"Голубой поток-2". Параллельно двум веткам "Голубого потока". Предполагаемая мощность 8 млрд. кубометров в год. Ориентировочная дата запуска 2015г. Доставка российского газа в Израиль, через территорию Турции.
Баку-Тбилиси-Эрзурум (БТЭ). Действует с 2007г. Пропускная способность - 8 млрд. куб. м в год. Прокачка газа, добываемого в рамках проекта Шах-Дениз в Азербайджане в Европу.
Газопровод Турция-Греция. Действует с 2007 года. Пропускная способность - 11,5 млрд. куб. м в год. Предусмотрено продолжить турецко-греческий газопровод в итальянском направлении - в виде газопровода Турция - Греция - Италия, строительство которого должно завершиться в 2012 году.
Газопровод "Аrab Gas Pipeline". Ориентировочный ввод в строй в 2011 году. Доставит египетский газ в Турцию по территории Сирии и Иордании. Газопровод до Сирии уже построен. Посредством этого газопровода Турция сможет получать до 5 млрд. куб. м природного газа в год, и на турецкой территории "Arab Gas Pipeline" подсоединится к "Nabucco".
"Nabucco". В Эрзуруме газопроводы Тебриз-Анкара и БТЭ стыкуются друг с другом и будут служить главными поставщиками "Nabucco". Первичная проектная мощность 8 млрд.куб.м, конечная проектная мощность 32 млрд.куб.м в год. Свяжет Эрзурум (по территории Болгарии, Румынии и Венгрии) с крупнейшим австрийским газовым узлом "Баумгартен".
О "Южном потоке" и газопроводе Тебриз-Анкара выше уже упомянули. Кроме того, Турция планирует построить в своих портах Измир и Джейхан, как минимум три терминала по получению жидкого газа, которые смогут получать "голубое топливо" со всего мира. Известно, что новый терминал в Измире ежегодно будет принимать из Египта более 7,5 млрд. куб. м природного газа.
Кроме того, Анкара старается привлечь к "Набукко" Катар, который располагает около 14% от общемировых запасов газа. В 2008 году добыча газа в Катаре, составила 76,6 миллиардов кубических метров. А к 2012 году Катар собирается нарастить экспортный потенциал до 220 млрд.куб.м газа. Катарский газ может быть подключен к "Набукко" путем газопровода между Катаром и Турцией. Новый газопровод между Катаром и Турцией также пройдет по территории Саудовской Аравии, Иордании и Сирии. Не следует упускать из виду и то, что в ходе недавнего визита президента Казахстана Н.Назарбаева в Анкару, президент Турции А.Гюль выразил удовлетворенность в связи заинтересованностью Астаны проектом "Набукко".
Еще один момент, связанный с "Набукко". Вернее с тем, что Анкара не намерена отказаться от поддержки этого проекта. После критических замечаний в адрес Анкары со стороны президента Азербайджана И. Алиева, на счет цен и транзитных тарифов азербайджанского газа, тот же Т. Йылдыз заявил, что Турция готова к урегулированию данного вопроса в рамках взаимовыгодного сотрудничества. Более того, Анкара намерена выплатить Азербайджану от 600 млн. до 1,1 млрд. долларов компенсации, которая образовалась из-за низких цен, по которым до сих пор Баку продавал газ братской стране.
Скорее всего, Анкара не пошла бы на такой шаг, если ее не интересовала дальнейшая судьба "Набукко". Действующие газопроводы вкупе с планируемыми, осуществление которых более чем реально, позволит Турции транспортировать через свою территорию около 100 млрд.куб. м газа в год, что составляет 1/5 часть от количества газа, потреблённого ЕС в 2007 году. Вряд ли, Анкара откажется от такой перспективы, и поддержки любого проекта, в том числе "Набукко", который будет способствовать этому процессу. Можно предположить, что последние активные действия Турции на Южном Кавказе, а также в процессе нормализации турецко-армянских отношений, продиктованы этим стремлением.
Такой сценарий позволяет Анкаре играть существенную роль в ослаблении энергетической зависимости Европы от России, что, в конечном итоге, может оказать ей серьезную услугу в вопросе вступления Турции в Европейский Союз.
Сахиль Искандеров, политолог
Член экспертного совета медиа-холдинга «Лидер»