Гамлет Исаханлы: «Разговоры о том, что Национальную книжную премию получили не самые достойные, будут иметь место»
Интервью 1news.az с ректором университета «Хазар», членом жюри Национальной книжной премии Гамлетом Исаханлы
- Начну нашу беседу с вполне ожидаемого вопроса: чего вы ожидаете от проекта под названием «Национальная книжная премия» (НКП), в состав жюри которого входите?
- Говоря тезисно, выскажу мнение, что реализация проекта под названием НКП – это новый шаг в области вручения книжных премий в Азербайджане. В частности, увы, но это так, в нашей стране уже появилась крайне неприятная традиция вручения различных премий тем, кто вносит некий денежный вклад в реализацию такого рода проектов. Вот и ко мне не раз обращались с предложениями получить ту или иную премию, но при этом перечислив за сей факт определенный денежный вклад. Понятно, что я в такого рода премиях не нуждаюсь, но, к сожалению, в Азербайджане есть категория людей, готовых к таким условиям получения премий. В этом смысле НКП выгодно отличается от указанных выше проектов тем, что участие и победа в ней не требует от соревнующихся каких-либо финансовых вкладов. Более того, победителям НКП выделяются различные денежные премии. Ну и, наконец, жюри НКП, в состав которого входят очень известные и уважаемые в стране личности, дает гарантию того, что в итоге победителями в данном проекте станут действительно достойнейшие из всех тех, кто выдвинул свое произведение на соискание.
- Но разве нет угрозы того, что у НКП найдутся критики, особенно среди тех, кто в итоге не получит премию или вовсе в силу различных причин не примет участия в ее соискании?
- Было бы удивительно, если бы такого рода разговоров не было. Таков удел не только основателей НКП, но и всех первопроходцев, причем не только в Азербайджане, но и во всем мире. Кроме того, даже вокруг всемирно известных премий периодически возникают скандалы. В частности, нередко можно услышать, что вручение Нобелевской премии в области литературы в каком-то году имеет политическую подоплеку. Вот и в случае с НКП, ввиду того, что нет возможности наградить всех выдвинувших свои произведения авторов, безусловно, будут и недовольные, оставшиеся без наград. Ведь пусть и не открыто, но в глубине души подавляющее большинство авторов, участвующих в соискании НКП, считают себя наиболее достойными на ее получение. Стало быть, разговоры о том, что в итоге НКП получили не самые достойные – будут иметь место.
- Ну а победители НКП, имеют ли они шанс стать действительно популярными за пределами Азербайджана после обретения статуса обладателя премии?
- Конечно же, статус обладателя Национальной книжной премии Азербайджана, которого выберет авторитетное, уважаемое жюри этого проекта, – очень весомое подспорье для дальнейшего творческого роста, популярности автора. В частности, если обладателем НКП станет автор, пишущий на русском языке, то у него появятся неплохие шансы завоевать популярность в России и в ряде других стран на пространстве бывшего СССР. Если же обладателем НКП станет автор, пишущий на азербайджанском языке, то у него есть шансы на обретение популярности не только в нашей стране, но и в Иране и Турции. Но в целом, естественно, многое тут зависит и от самих авторов, от их способности использовать аванс, выданный в виде победы в НКП, в целях дальнейшего роста своего литературного уровня.
- А как сам факт реализации проекта повлияет на количество читающего населения в Азербайджане?
- Не думаю, что после появления НКП и после объявления обладателей премии в Азербайджане произойдет революционное увеличение числа читающего населения. Но в то же время, надеюсь, что определенный рост интереса к произведениям молодых отечественных писателей и поэтов благодаря НКП произойдет.
- Кстати, взаимосвязаны ли два таких понятия, как количество читающего населения страны и уровень образования в ней?
- Конечно, одно влияет на другое, но все же прямой взаимосвязи между двумя этими понятиями я не вижу. Судите сами: для приобщения к литературе достаточно окончания средней школы, а эти учебные заведения оканчивает почти все население мало-мальски развитых стран мира. Стало быть, есть иные причины, влияющие на число читающего населения в той или иной стране. К примеру, свою роль сыграло и появление интернета, благодаря коему появилась традиция читать литературные произведения в интернет-версии, а не в виде книги, и телевизионных сериалов и художественных фильмов, просмотру коих значительное число людей отдает предпочтение перед чтением литературного оригинала, легшего в основу того или иного сериала или художественного фильма.
- Но как же быть с тем, что среди наиболее читающих стран мира первые места занимают государства Европы, в которых и Интернет, и кинематография находятся на очень высоком уровне?
- В указанных вами странах Европы на очень высоком уровне находятся не только Интернет и кинематография, но и уровень социальной защиты населения, медицины и образования, экономического благосостояния общества – одним словом, весь «букет» факторов, определяющих всесторонний уровень развитости государства. И я согласен с вами в том, что именно от уровня всесторонней развитости государства зависит количество читающего населения в нем.
Акпер Гасанов