Армянская Апостольская Церковь: расколы, клевета, провокации, убийства - АНАЛИТИКА
Простая логика и исторический опыт красноречиво доказывают, что не бывает так, чтобы на протяжении веков та или иная организация или народ, постоянно конфликтуя все это время со всеми иными организациями или народами, был в итоге прав.
Зато все та же простая логика и все тот же исторический опыт доказывают, что именно по причине склонности того или иного народа или организации к конфликтам именно данная организация или народ в итоге оказываются стороной, оказывающейся в итоге в положении неправой стороны.
Вся эта вводная часть статьи нужна была для того, чтобы напомнить, прежде всего самой этой стороне, сколь нелицеприятно, алогично и провокационно выглядят ее шаги, сколь в ужасном свете они выставляют весь народ, являющийся плотью от плоти ее. Я говорю об Армянской Апостольской Церкви (ААЦ), которая на протяжении веков не только играла важную роль в жизни мирового армянства, но и являлась катализатором конфликтов с различными народами и церквами. Первый случай, демонстрирующий конфликтность ААЦ, произошел еще в VI веке между Вселенской Церковью и Армянской Апостольской Церковью. Между ними произошел раскол, поскольку последняя отказалась признать определения Халкидонского Собора.
Прошли века, но, как оказалось, время не властно над «манерой поведения» ААЦ, конфликтность которой стала ее брэндом. Дошло до того, что в прошлом году армяне – христиане устроили драку с греками в иерусалимском Храме Гроба Господня - величайшей святыне христианского мира.
Напомним, что Храм Гроба Господня разделен между христианскими церквями - греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждая из которых имеет свои приделы в храме и время для богослужений. При этом надзорные функции в храме принадлежат православному Иерусалимскому патриархату.
Но разве это что-то значит для армян? Вот и греческий Иерусалимский патриархат возложил ответственность за драку на армянских клириков. «Уже в четвертый раз армяне ставят под вопрос правила, по которым действует храм Гроба Господня, и пытаются создать новые правила явочным порядком. Этого удалось избежать благодаря православным греческим клирикам и полиции», - заявил тогда старший секретарь храма Гроба Господня архиепископ Константины Аристарх.
Прошел всего год и ныне во всю ширь и высь встал новый религиозный конфликт, подогреваемый армянами. В столице Грузии - Тбилиси, в районе Сололаки, обрушилась массивная стена, как утверждают в Ереване, армянской церкви Мугнецоц Святого Геворга, построенной в 1356 году. Эта церковь входит в число четырех так называемых спорных церквей. В Ереване требуют передать их Эчмиадзину, в Тбилиси выполнять это требование отказываются. Почему?
Возможно, потому, что еще в книге И.Г.Чавчавадзе «Армянские ученые и вопиющие камни» есть весьма красноречивые строки: «В Артвине существует весьма старая церковь. Тамошние армяне возымели желание наготове присвоить себе этот храм. Но местные греки начали оспаривать его у них на том основании, что, так как он с давних времен принадлежал грузинам, то, следовательно, мы, мол, как православные, имеем преимущество пред вами. В нем был вделан камень с грузинской надписью, а так как эта надпись служила доказательством принадлежности храма грузинам, то армяне изволили благоразумно «припрятать» этот камень. Таким образом, вырвав эту церковь из рук православных, – армяне присвоили ее себе». Стало быть, это еще нужно доказать, что и в случае с церковью Святого Геворга в Тбилиси не произошел случай, аналогичный тому, о котором писал И. Г.Чавчавадзе.
Но даже не в этом суть. Еще в 1990 году здание признали аварийным. Специально для армян сообщаю: стены в аварийных зданиях имеют одну специфическую особенность - они могут обрушаться. Тем более, если с момента признания здания аварийным прошло почти 20 лет. Но простая логика и элементарный здравый смысл, как оказалось, в данном случае – не аргументы. Зато популизм, разжигание религиозной и межнациональной розни – это самое оно.
«Ответственность за обрушение армянской церкви Святого Геворка в Тбилиси лежит на грузинских властях и Грузинской Православной Церкви». Об этом говорилось в заявлении Верховного Духовного Совета Армянской Апостольской Церкви, собрание которого прошло под председательством Католикоса Всех Армян Гарегина II. Тем самым был дан старт антигрузинской истерии в Армении, в рамках которой Араратская епархия ААЦ организовала в Ереване акцию протеста против неуважительного отношения грузинских властей и церкви к «армянскому культурному наследию в Грузии» - демонстранты прошли с Площади Республики к зданию ООН в РА и затем к посольству Грузии в Армении. Далее к истерии подключились студенты Ереванского государственного университета, ереванских государственных экономического и педагогического университетов. Они вышли на улицы с лозунгами: «Грузины - не христиане»! Как говорится, массовый психоз достиг своей кульминации, наблюдая за которым, не исключено, что потирал руки Католикос Всех Армян Гарегин II, который и спровоцировал всю эту далекую от христианских норм кампанию.
Но в то же время, именно благодаря этой кампании, грузины смогли увидеть истинное к себе отношение как ААЦ, так и в целом армян. Это отношение можно выразить словами: зависть, подлость, клевета, предательство. Но самое интересное, что и в религиозных сегментах армянства (католическом, протестантском, апостольском) возникают проблемы взаимовосприятия. В частности, эти проблемы встречаются у армян-католиков и армян-адептов Апостольской церкви, проживающих в Грузии. Уместно напомнить, что в 19-м веке межрелигиозные «конфликты» между этими двумя сегментами армян Грузии, взаимная ненависть на религиозной почве были обычными явлениями, провоцируемыми и курируемыми представителями обеих церквей. С тех пор ситуация не очень-то и изменилась. И именно по этой причине достаточно большая армянская община армян Грузии никак не отреагировала на провокацию, устроенную ААЦ вокруг обрушившейся стены церкви Святого Геворга в Тбилиси.
Я же напомню еще об одной дате - 24 декабря 1933 года. В этот день в Нью-Йорке, в Армянской Апостольской Церкви Святого Креста во время рождественской службы был убит архиепископ Левон (Гевонд) Турян, избранный примасом Восточной Диоцезы ААЦ США. Когда возглавляемая им процессия проходила в торжественной процессии между рядами в церкви, где он должен был служить литургию, внезапно из-за скамей выскочила группа людей, окружила архиепископа, и заколола его большими ножами для разделки мяса. В зале началось столпотворение. Прибывшая на место преступления полиция арестовала двух человек, а к концу недели число задержанных достигло девяти. Все подозреваемые были членами партии «Дашнакцутюн». Они предстали перед судом и были осуждены летом 1934 года.
Это убийство вызвало серьезный раскол в армянской диаспоре, сохраняющийся и поныне. Продашнакские конгрегации откололись от остальной церкви, и в 1950-х перешли в подчинение киликийского католикоса, выйдя из подчинения святого престола в Эчмиадзине. Такова краткая история отношений ААЦ не только с различными церквами и народами, но и с собственным, армянским, народом. Это история торжества теории о правильности использования любых средств, даже самых негуманных, для достижения поставленной цели. Но именно она дает исчерпывающий ответ на вопрос о том, кто же виноват во всех бедах ААЦ.
Акпер Гасанов