Махмуд Керимов: «Наука не должна развиваться ради науки, она должна быть ориентирована на рынок»
Интервью 1news.az с президентом Национальной Академии наук Азербайджана Махмудом Керимовым
- Махмуд муаллим, скажите, имеются ли сегодня проблемы в науке в Азербайджане?
- Главная наша проблема на сегодня - это финансирование науки. Есть мерило, принятое во всем мире, что если финансирование науки составляет менее 2% от ВВП, пользы от нее не будет, она не будет влиять на экономику. Если мы хотим, чтобы наука влияла на другие сферы, необходимо довести данный показатель до указанного уровня. У нас он сейчас равен 0,2%.
Мы всегда жаловались на недостаток средств, обращались с просьбами о дополнительном выделении средств. Сейчас ситуация стала меняться в лучшую сторону. Правительство готово финансировать проекты, но для начала требуется навести порядок в этой сфере, чтобы, вкладывая в нее деньги, можно было потом ждать каких-то позитивных результатов. Здесь речь идет не о самой Академии наук. Она только часть науки страны. У нас есть сеть отраслевых институтов, и там положение тоже не очень благоприятное. Здесь было бы уместнее говорить о научных структурах в совокупности.
- Подписанная президентом страны госпрограмма по развитию науки способна решить накопившиеся проблемы?
- Документ, подписанный президентом, позволит реформировать эту область, выявить приоритетные для Азербайджана направления развития.
Сейчас мы намерены заняться решением важных вопросов в области науки. В осуществлении данной программы нам помогают эксперты ЮНЕСКО, которые этим летом побывали в Азербайджане для изучения ситуации и подготовке рекомендаций.
Одна из важных проблем, которую мы хотим решить в первую очередь, чтобы налоги на привезенное в страну из-за границы научное оборудование, которое так необходимо нам сегодня, были упразднены или хотя бы переведены на льготную основу.
Также планируем активно пропагандировать нашу науку. Признаюсь, что я сам часто упрекаю работников в том, что мы не пропагандируем свои достижения. Поэтому складывается такое мнение, что ничего не делается. Хотя в области гуманитарных наук, в истории и археологии есть масса новых находок и фактов, биологи и физики тоже не отстают. Поэтому мы решили издавать журнал инновационных проектов Академии наук. В нем будет опубликована информация о тех научных разработках, которые готовы к реализации. Этот сборник будет распространяться среди деловых людей, чтобы наладить сотрудничество с ними. Здесь должно быть встречное движение как бизнеса к науке, так и наоборот.
- Многие считают, что корень всех проблем как раз таки в том, что наука не восприимчива нашей экономикой.
- Здесь есть и наша вина, и местных бизнесменов. Мы недостаточно пропагандируем науку. Сегодня уже не то время, когда наука должна была развиваться ради науки, она должна быть ориентирована на рынок, выполнять заказы коммерческих организаций и компаний.
Нас также упрекают в том, что мы недостаточно работаем на экономику страны, недостаточно отдачи от науки. Я всегда был против того, чтобы к Академии относились утилитарно, мол, мы постоянно должны что-то производить. Это не входит в задачи Академии наук. Наша задача - производство знаний, дальнейший же этап - воспользоваться этими знаниями и превратить их в какую-то разработку.
- Немаловажную роль в развитии и популяризации научной сферы играет и международное сотрудничество...
- Я придаю международным связям, участию в программах, конференциях большое значение. Это не только интеграция Азербайджана в мировое научное пространство, это позволяет получать из зарубежных центров самые передовые технологии, методы, то есть позволяет нам подтягиваться до уровня европейских стран, идти в ногу со временем.
- Некоторые люди отмечают, что иногда складывается впечатление, что сотрудники Академии наук приходят на работу коротать время, а не заниматься наукой...
- Согласен, сейчас работники научной сферы трудятся не так эффективно, как раньше. В недалеком прошлом ученые могли полностью посвящать себя науке.
Однако, наряду с некоторыми проблемами, у нас есть и достижения, о которых нельзя не упомянуть. Недавно мне показали, как нанотехнологии используются в нефтяной индустрии. Наши ученые увеличивают отдачу тех установок, которые либо почти ничего не давали, либо давали какой-то мизер. На 50% увеличилась отдача от использования новых реагентов на основе наноматериалов. Эксперименты, проведенные на 56 скважинах, дали экономический эффект в 356 тысяч манатов. А таких скважин 4000, и все они работают не в полную силу. Сами видите, какая отдача. Это еще не все. Статьи наших деятелей науки печатаются в самых передовых научных журналах мира.
- В последнее время все чаще обсуждается тема взаимодействия науки и образования. Как вы считаете, насколько это целесообразно в нынешних условиях?
- Сегодня в обществе выдвигаются предложения о присоединении академических институтов к университетам. Что это нам даст? Я считаю, что образование от этого не выиграет, а наука скатится до уровня лабораторных занятий. Раньше эти сферы были автономны. Было понимание того, что друг без друга им не выжить, они взаимодействовали, и не возникало необходимости что-то менять. Проповедники западной модели образования предлагают сконцентрировать все вокруг вузов. Но я думаю, что это позитива не принесет. Нужна не интеграция науки в образование и наоборот, а их гармонизация.
- А что делать с молодежью, которая не проявляет интереса к науке? Как вы считаете, что нужно предпринять, чтобы изменить ситуацию в этой сфере?
- Есть несколько способов привлечения нашей талантливой молодежи в науку. Важными из них являются президентские стипендии, гранты. Мы создали Центр интеллектуального развития молодежи, который старается организовать работу молодых людей, содействует в их участии в различных мероприятиях и т.д. Огромная заслуга в этом принадлежит Министерству молодежи и спорта, которое поддерживает активных ребят. Нужна систематическая работа, чтобы молодежь закреплялась и оставалась в науке.
Р. Ашрафли
3154