Шелале Гасанова: «Веками армянам приходилось льстить, изворачиваться, прислуживать, чтобы втереться в доверие к сильным мира сего»
Эксклюзивное интервью 1news.az с руководителем НПО PRpr «P(П)омощь Rазвитию public relations» Шелале Гасановой
- Одной из самых обсуждаемых тем последних дней был репортаж под названием «Нагорный Карабах - ветер перемен», который демонстрировался на телеканале EuroNews. Как вы считаете, случайно ли появление данного сюжета в период, когда все чаще раздаются разговоры о реальных шагах в деле урегулирования армяно-азербайджанского Нагорно-Карабахского конфликта, которые состоят в том, что на первом этапе армянские вооруженные силы покинут ряд оккупированных территорий Азербайджана, находящихся вокруг Нагорного Карабаха?
- Вы, наверное, слышали народную мудрость «уловка опаснее силы». Это как раз об армянах. У них ничего случайного не бывает. Так что и этот сюжет – результат армянских уловок. Адепты «геноцида армян» давно предвидели, что подписание армяно-турецких протоколов негативно отразится на процессе международного признания «геноцида». Это не может не волновать тех воинствующих ревнителей, которые за счет «геноцида» буйно процветают на денежной ниве, которая почти век удобряется финансовыми вливаниями богатой армянской диаспоры. Если тема геноцида остынет, эти потоки прекратятся.
Следовательно, им есть что терять, и поэтому они пускают в ход целый арсенал заготовленных уловок. Есть мнение, что этот процесс будет продолжаться еще шесть лет. Говоря об этом, ссылаюсь на ученого, руководителя отдела Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Сергея Арутюнова. Посмотрите, какую интересную вещь он сказал в своем интервью агентству «Новости-Армения» в мае этого года. Он убежден, что вопрос налаживания отношений Турции и Армении был поднят на шесть лет раньше, чем его можно было поднять, потому что через шесть лет будет 100-летие геноцида армян. Весь этот период, с одной стороны, будет нарастать давление в сторону расширения турецко-армянских связей, а с другой – сопротивление со стороны тех кругов, которые всегда были заинтересованы в эксплуатации темы «геноцида» и давлении на Турцию. Арутюнов убежден, что эти две противоположные тенденции в течение шести лет будут нарастать, бороться между собой и в какой-то степени гасить друг друга. Я особенно запомнила такую фразу из интервью: « Если бы за нашими плечами был 2015 год, мы бы сдали это событие в архив истории, храня память о жертвах и продолжая это отмечать как одну из важнейших вех в нашей новой истории. Для нас новое столетие начнется не в 2001 году, а в 2015 году». Следовательно, целых шесть лет нам нужно быть в боевой готовности против очередных армянских уловок. Кстати, уже сейчас армянские СМИ сообщают, что известный курдский режиссер снимет фильм о «геноциде» армян.
- А насколько траты на подобного рода сюжеты со стороны армянской диаспоры способны повлиять на окончательную судьбу процесса урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта?
- Политические прогнозы не входят в мою компетенцию. Но совершенно очевидно, что исход глобальных баталий решают не пиар-акции, не черные и белые технологии, а крупные геополитические игроки. Другое дело, что такие сюжеты укрепляют негативные стереотипы, которые сложились против тюркского мира с конца XIX века. Поскольку Азербайджан интегрируется в мировое сообщество как партнер европейских держав по энергетической безопасности, в мире сложилась благополучная для нас ситуация. Нас начали слушать. Это шанс разрушить негативные стереотипы. Но прежде надо знать, что разрушать, какие стереотипы в мире сложились против нас. Еще в 1922 году вышла книга журналиста Уолтера Липпмана «Общественное мнение». В ней расписана целая концепция стереотипизации как основы пропаганды. С тех пор мир изменился технологически, но методы влияния на человеческую психику остались практически неизменными.
Кстати, один из позитивных примеров ломки негативного стереотипа лежит на поверхности. Кажется, в 2007 году в рейтинге какой-то британской компании Баку оказался на первом месте среди самых грязных городов мира. А недавно масс-медиа распространили сообщение, что Баку в лидирующей десятке лучших ночных городов мира в рейтинге популярного путеводителя для иностранных туристов Lonely Planet, кстати, опять же британской компании. Налицо качественная работа по ломке негативного стереотипа. Всего за два года - такой впечатляющий результат. Вернемся к вашему вопросу о карабахском конфликте. По-прежнему остро стоит проблема информационного баланса вокруг данной темы за рубежом. Вот недавно в Баку был американский эксперт Жири Валента, который однозначно сказал, что в мире нет объективного видения карабахской проблемы, что в США и России доминирует армянская трактовка. К таким мнениям следует прислушиваться и делать выводы, сообразно им выстраивать медиастратегию.
- Не могу не спросить вас, как специалиста по имиджу, о том, каков ныне имидж Армении в мире?
- Не могу не спросить вас, как специалиста по имиджу, о том, каков ныне имидж Армении в мире?
- Имидж государства Армения значительно уступает армянскому национальному имиджу. Правда, в анналах истории и в литературе немало сведений о коварстве и предательстве армян как нации. Вспомните хотя бы пушкинскую строчку из поэмы «Тазит» «ты трус, ты раб, ты армянин». Или, к примеру, Авиценна в «Каноне врачебной науки» прописывал рецепты от яда армянских стрел. Говоря о страновом имидже, прежде всего предполагается экспортный вариант имиджа страны, носители ее бренда. У Армении носителей, кроме коньяка, практически нет. Как правило, государства мира оцениваются по таким категориям, как экспорт, управление, культура, люди, туризм, иммиграционная политика и инвестиции. С этой точки зрения соседняя республика, большинство населения которой живет за рубежом, а экспортный потенциал довольно низок, не блещет особыми достижениями. Армяне скорее позиционируют себя не как носители странового имиджа, а как послы идеи армянства. Кто-то из великих, кажется, Шопенгауэр говорил, что убогий человек, которому нечем гордиться, хватается за единственную возможность гордиться своей нацией. Так они «заедают» свой комплекс неполноценности. Ведь веками армянам приходилось льстить, изворачиваться, прислуживать, чтобы втереться в доверие к сильным мира сего. А такие унижения порождают генетический комплекс. Мы же всегда были самодостаточным народом, потому что унаследовали богатую культуру и жили на благодатной земле. Отсюда наша толерантность и излишняя доверчивость.
- И все же, не в умелом ли пиаре Армении причина того, что многие страны и международные финансовые организации готовы выделять ей кредиты. Хотя с чисто экономической точки зрения уже давно ясно, что эта страна является банкротом?
- Опять же дело не в пиаре страны. По тому, как они носятся с идеей «великой Армении», сами армяне не считают святой родиной отведенную им в 1920 году территорию Западного Азербайджана вкупе с землями Турции, Казахского уезда, Лори-Памбака. Иначе они не гнались бы за идеей эфемерной великой Армении. Именно страновый имидж у нас всегда был сильнее, безусловно, благодаря Гейдару Алиеву. Вот посмотрите, еще в советское время он добился того, чтобы один из крейсеров (!) назвали «Баку». Что касается кредитов, то они изначально предназначены не для развития Армении, а для удовлетворения амбиций и запросов определенных группировок. Такого расположения к себе армяне добились, безусловно, за счет пиара, под которым подразумевается система превентивных мер. Они ничего не делают вдогонку за событиями, как правило, заранее продумывают свой следующий шаг, удачно выбирают зарубежные площадки вещания, носителей коммуникации. Как в данном случае, когда выбран «Евроньюс», который вещает на 130 стан на 8 языках. Знаете, как армяне строят свой политический пиар? Там нет никаких секретов, работают классические каноны. Например, они при надобности конструируют конфликт, как это было с памятниками в Нахчыване. Маскируют действия, то есть противник не понимает, что затянут в ловушку. Также они продумывают план, когда противник выключается из управления событиями. Как в случае с «Евроньюс». Используют чужие ресурсы, например, азербайджанскую музыку, кулинарные образцы. Выявляют скрытые или забытые ресурсы, как в случае с повестью Ордубади «Кровавые годы». Так что пиар у них поставлен на научную основу.
- Насколько способны армяне грамотно полемизировать, в случаях, когда азербайджанская сторона приводит им конкретные примеры их преступлений?
- Они не утруждают себя грамотной полемикой, поскольку у них нет веских аргументов. На интернет-форумах юзеры повесили большие отрывки о геноциде азербайджанцев с русской страницы сайта west-land.az, подготовленного нашим НПО. Армянские форумчане не выставили пока ни одного контраргумента, спасаются иронией и площадной бранью. Между тем армяне умеют наскакивать. И этот пропагандистский опыт насчитывает более 300 лет. Они оперативны, к тому же с отмеренной периодичностью поддерживают нужную им тему, действуют по принципу «лишь бы не забывали». Вместе с тем они давно позаботились о том, чтобы спрятать свою тотальную ложь под тогой научных опусов. В начале прошлого века армянская диаспора во Франции заказала известному французскому археологу Жаку де Моргану написать историю армянского народа. В 1916-1917 годах он исправно публиковал на страницах французских журналов и газет статьи о якобы чинимых в Османской империи зверствах по отношению к армянскому народу, в 1918 году издал книгу «Против варваров Востока». И по сей день этот тенденциозный опус считается классикой армянской историографии. Когда наступает момент полемики, они просто ссылаются на фальсификацию подобного рода. Таких примеров достаточно, но почему-то по сей день они не изучены нами с тем, чтобы извлечь уроки на будущее.
- Что необходимо предпринять Азербайджану для того, чтобы в мире как можно чаще, посредством сюжетов на том же телеканале EuroNews или на их престижных западных телеканалах, демонстрировались сюжеты о зверствах армян в ходе карабахской войны, о геноциде азербайджанцев в Ходжалы, о террористических актах, совершенных армянами на территории Азербайджана и в целом в мире?
- Архиважно постоянно проводить оценку текущего информационного потока мировых СМИ, в режиме процессуальности анализировать и упреждать очередные армянские уловки. При желании мы сможем работать в информационном пространстве зарубежных масс-медиа, причем работать на опережение. Это стало возможным на фоне изменившегося геополитического баланса, когда уже нет тех рычагов, которые раньше блокировали нашу информацию. Надо отслеживать социальные сети, задействовать новые медиа, через них внедрять свое мнение. Например, армянские блоггеры не скрывают, что проводят ежедневный медийный мониторинг, выясняют, откуда идет информация антиармянского характера, пытаются предотвратить ее распространение.
Желательно усилить работу на уровне межличностных отношений. Как говорится, побольше синэнергетики. В исторической литературе описан факт, как в конце 90-х годов XIX века лидер дашнаков Арцруни вместе с армянскими купцами и банкирами обхаживал и закармливал приехавшего в Тифлис Кутули, корреспондента французской газеты Temps. В итоге в Европе появились путевые заметки влюбленного в армян француза. Буквально на днях в статье американской газеты The Washington Post была раскритикована книга американского писателя армянского розлива Майкла Бобеляна «Дети Армении». Такие примеры можно привести и из немецкой прессы. Почему бы не активизировать связи с редакциями, не послать этим журналистам дополнительные материалы? Главная задача сегодня – найти нишу на чужом информационном поле, вписаться в их законы продвижения и раскрутки. Прорваться сложно, но возможно при наличии хороших средств и сильных специалистов.
Акпер Гасанов
4594