Дипломатия «Модели Алиева» - АНАЛИТИКА | 1news.az | Новости
Точка зрения

Дипломатия «Модели Алиева» - АНАЛИТИКА

09:48 - 17 / 12 / 2009
Дипломатия «Модели Алиева» - АНАЛИТИКА

С начала 80-х годов процесс моделирования военно-политических кризисов в ситуационных и разведывательных центрах крупных мировых держав, таких как США, Англия, Франция, СССР, приобретает наибольшую востребованность.

Так что все политические решения рассматриваются на базе разработанных моделей через призму урегулирования конфликта в целом, с учетом своих национальных интересов в долгосрочной перспективе.

Вспомним, что становление постсоветского Азербайджана совпало с началом радикальных изменений геополитической структуры мира. Объявив 18 октября 1991 г. о своей независимости, Азербайджан встал на путь строительства светского государства, основанного на принципах демократии, национального равенства всех граждан, политического плюрализма, либеральной экономики. Вместе с тем, с первых дней Азербайджану был навязан серьезный военно-политический конфликт. С осени 1991 г. в Нагорном Карабахе начались непосредственные военные столкновения. Дилетантизм и непрофессионализм первых руководителей Азербайджана, пришедших к власти на волне перестройки, привел страну к политическому кризису, результатом чего и стал полный развал всей системы управления и социальная катастрофа. Простых решений в данной ситуации быть не может. И это прекрасно понимал опытнейший политик Гейдар Алиев, возглавивший Азербайджан в 1993 г.

К месту будет добавить, что Азербайджан не обладал научными и профессиональными кадрами в сфере моделирования путей выхода страны из политического кризиса, так что вся полнота ответственности лежала на президенте Азербайджанской Республики Гейдаре Алиеве. Им была разработана модель выхода страны из военно-политического кризиса, которая в дипломатических кулуарах сегодня называется «модель Алиева»

Каждый конфликт уникален и для каждого применяются особые технологии урегулирования. Структура урегулирования военно-политических конфликтов представляется в виде четко выверенной стратегии и тактики, принятии политических решений в экстремальных ситуациях, информационной политике в кризисный период, минимизации потерь. Строительство модели Гейдаром Алиевым начинается с 1993 г. Незадолго до этого Турция в знак протеста против оккупации азербайджанских территорий закрывает государственную границу с Арменией. Далее, в 1994 г., понимая военное превосходство противника (азербайджанская армия состояла из ополченцев), ему удается приостановить военные действия на линии фронта, что, по сути, остановило наступление армянских войск в северном направлении и спасло от захвата Гянджу.

Сами договоренности о прекращении огня уникальны. Прекращение огня поддерживается без развода сил сторон от линии их соприкосновения, нет нейтральной полосы и буферной зоны, где размещают миротворцев третьих стран, как это было в Грузии и что в дальнейшем имело свои последствия. Устойчивое прекращение огня поддерживается в условиях повышенной опасности возобновления военных действий, что является составной частью «модели Алиева». Учитывая данный факт, сегодня Азербайджан оставляет за собой право в случае провала мирных переговоров восстановить свою территориальную целостность военным путем.

Получив передышку на фронте, Алиев начинает вести процесс государственного строительства, а именно приступает к разработке внешнеполитического курса Азербайджана. Ему удается прорвать информационную блокаду на Западе относительно подлинных истоков событий в Карабахе, постепенно нейтрализовать анти-азербайджанские настроения в ведущих мировых державах, восстановить нормальные отношения с Россией по всем направлениям, прерванным ранее. Понимая, что без развития экономического потенциала и усиления экономической мощи страны все переговоры с армянами будут безрезультатны, азербайджанский руководитель активно использует «нефтяную дипломатию» для поступательного развития страны, а также блокирует участие Армении в крупных региональных проектах, тем самым подрывая экономический потенциал армянского государства. Результаты экономического блока «модели» уже очевидны - Армения дотационное государство, отстраненное от всех экономических проектов в регионе, тогда как Азербайджан – страна с самой крупной и устойчивой экономикой в регионе. Уже сейчас можно наблюдать существенный разрыв в военном и экономическом потенциале Азербайджана и Армении.

Как показали последние события в регионе, Азербайджан – состоявшийся лидер региона, поскольку без учета его интересов принятие тех или иных политических решений в регионе просто невозможно. И на основе уже этих новых реалий, что было составляющей частью «модели», идут переговоры в последние годы. Но в октябре 2009 г., после подписания протоколов о нормализации двухсторонних отношений между Турцией и Арменией, многие эксперты в один голос заявили, что армянам удалось расшатать основы «модели» Алиева, и конструкция, выстроенная им, находится на грани развала. Но есть и другой взгляд, согласно которому процесс перешел в завершающую стадию. Ведь конечной целью решения проблемы было нахождение развязки, способствующей установлению мира и добрососедства «без победителей и побежденных».

Если политика Эрдогана не является частью «модели», то ситуация не имеет никакого объяснения: идти на соглашение, когда вопрос «геноцида» и судьба Нагорного Карабаха находится в подвешенном состоянии, нелогично и неконструктивно. Эрдоган не стал бы вводить Турцию в зону относительной политической турбулентности, зная мощь оппозиционного ресурса своей страны, а самое главное, «особое мнение» турецких военных. Кроме того, даже невооруженным глазом видно, что в Армении власть начала активную подготовку общества к компромиссам в вопросе двухсторонних взаимоотношений.

Очевидно одно, что подписание протоколов является первым шагом, шагом доброй воли. Ведь граница между Турцией и Арменией была закрыта в знак протеста против оккупации азербайджанских территорий. И хотя официальный Ереван утверждает, что связи между турецко-армянским сближением и конфликтом в Нагорном Карабахе нет, ссылаясь, так сказать, на подписанные документы, понятно одно - не все так просто, как это хотят показать в Ереване. Фактически подписание протоколов является политическим ходом со стороны Турции, чтобы таким образом дать возможность армянскому руководству сохранить свое лицо перед своим народом, который годами вводили в заблуждение националистической идеологией.

Все мировое сообщество ждет от армянского руководства ответных шагов в деле установления мира в регионе, что должно быть освобождением первых пяти оккупированных азербайджанских районов. Это создаст условия для повышения доверия между сторонами, а также даст старт развитию отношений добрососедства, нормализации экономических связей, разблокированию транспортных и иных коммуникаций. Под давлением консолидированной позиции внешних игроков армянское правительство должно начать принимать решение, поскольку статус-кво сегодня не устраивает не только Азербайджан, но уже и мировое сообщество. Армения должна или идти вперед в процессе мирного урегулирования конфликта, или отказаться, что чревато для нее самой же принятием экономических и политических санкций, или же проведением против нее в дальнейшем военной операции, причем, уже не азербайджанской армией, а международным военным контингентом.

Другими словами, модель выхода страны из военно-политического конфликта, разработанная азербайджанским руководителем, до конца не исследована, но события, происходящие на Южном Кавказе, каждый раз подчеркивают, насколько глубоко и далеко все было продумано, насколько тонко были учтены практически все псевдодипломатические ловушки и пропагандистские ухищрения противника. Изучая «модель Алиева», начинаешь невольно задумываться, что кризис можно не только регулировать, но и получать из него импульс для дальнейшего развития...

Абдул Нагиев, директор Фонда конструктивной политики

Поделиться:
4401

Последние новости

Все новости

1news TV