Новруз Мамедов: «Азербайджан всегда воспринимал вопрос о «геноциде» как свой собственный вопрос»
Интервью 1news.az c заведующим отделом международных отношений Администрации Президента Азербайджанской Республики Новрузом Мамедовым
- Новруз-муаллим, как Вам известно, в турецкой прессе опубликовано множество статей по поводу нынешней ситуации, сложившейся в отношениях между Турцией и Арменией, и роли Азербайджана в данном вопросе. В большинстве статей восстановление отношений с Арменией оценивается в качестве необходимого условия для глобализации зарубежной политики Турции и серьёзного испытания для Турции на пути к демократии, а Азербайджан обвиняется в оказании препятствия данному процессу. С этой точки зрения, хотелось бы узнать Ваше мнение, как у официального лица Администрации Президента, по поводу подобных статей в братском государстве и предъявляемых в них претензий?
- Отмечу, что я и сам знаком со многими из этих статей, и в некоторых из них даже говорится о том, что Азербайджан «держит в заложниках» зарубежную политику Турции.Но на мой взгляд, эти статьи, большинство из которых написаны на основании претензий, звучащих, по большому счёту, из уст Армении, не отражают истину. Основной вопрос, препятствующий отношениям между Турцией и Арменией, заключается в проведении Арменией за рубежом кампании по признанию «геноцида» совместно с армянской диаспорой и открытом заявлении о непризнании границ Турции. Другим же фактором, формирующим эти отношения, является сохранение Турцией своих границ с Арменией закрытыми с 1993 года, в знак протеста против оккупации этой страной Нагорного Карабаха и прилегающих территорий Азербайджана. Официальные лица Европы и Америки, устанавливающие собственные позиции в вопросах, связанных с Арменией, под влиянием армянского лобби, рьяно усердствовали для улучшения состояния Армении, невзирая на агрессорскую политику этой страны. А в последнее время Америка вообще выражает намерение «закрыть глаза» на оккупацию Арменией Азербайджанских земель и давит на Турцию в попытках заставить её открыть границы с Арменией, без каких-либо предусловий. Основные аргументы, выдвигаемые для принуждения Турции и Азербайджана принять данный план, выгодный исключительно Армении, заключаются в следующем:
Во-первых, турецко-армянские вопросы не имеют никакого отношения к Карабаху, и поэтому эти два вопроса должны решаться порознь.
Во-вторых, открытие границы между Турцией и Арменией нейтрализует вопрос об армянском «геноциде», который ежегодно обсуждается в Америке и вызывает у Турции настоящую головную боль.
В-третьих, в открытии границ заинтересованы как Турция, так и Азербайджан, так как это будет способствовать смягчению в политике Армении и таким образом внесёт свой вклад в решение Карабахского вопроса.
Прежде всего, взаимная защита Турцией и Азербайджаном интересов друг-друга в качестве единой нации в рамках двух государств является их элементарным моральным долгом. Те, кто ждут от Турции толерантности в вопросе об оккупации Нагорного Карабаха, игнорируют то, что армянские солдаты, судя по их же признаниям, совершали насилие исключительно желая рассчитаться с турками, и то, что более миллиона людей лишились крова в результате армянской агрессии....
- В таком случае, не естественен ли тот факт, что нашисоотечественники, будучи тюрками, и подвергаясь этническим чисткам, ожидали поддержки от Турции?
- Да, это вполне естественно. Знаете ли, официальные лица США, разрабатывающие законопроекты о признании «геноцида», в угоду армянскому меньшинству своей страны, составляющему менее одного процента населения, и оказывающие давление на заокеанские страны, должны понимать сострадание Турции по поводу горя братской страны – Азербайджана.
За рамками этого, открытие границ с Арменией не может считаться убедительным аргументом для нейтрализации вопроса о «геноциде»и спасения Турции от грядущих неприятностей. Армянская диаспора относится к вопросу «геноцида»как к источнику жизни и превращает этот вопрос в политический инструмент в любой стране своего существования. Официальные лица Армении также называют признание «геноцида» национальной борьбой и не намерены отказываться от своих шагов в данном направлении. Вопрос о «геноциде» всегда использовался в качестве политического средства, как во внутренней политике Америки, так и в отношениях с Турцией. Нелогично, что лица, которые сегодня используют эту карту в качестве средства давления на Турцию, утверждают об устранении вопроса о «геноциде» после завершения процесса нормализации отношений. Настоящий вопрос, над которым следует задуматься, это сценарий, который будет место после признания претензий о «геноциде», так как нам прекрасно известно, что прочие две опоры армянской борьбы заключаются в претензиях относительно материальной компенсации и землях ...
- Кстати, кажется, эта тема не так уж и известна авторам статей, гласящих о предполагаемом позитивном влиянииоткрытия границ нарешениеКарабахской проблемы, или же, говорящим о поддержке Азербайджана Турцией, ставящей Нагорно-Карабахскийвопрос в качестве первичного условия,как о способствующейнашей непримиримости в данном вопросе…
- Скорее всего, это так. Но истина и реальность заключается в том, что уже более 18 лет, как 20 процентов земель Азербайджана находятся под оккупацией агрессора-Армении, и более миллиона людей стали беженцами. Несмотря на то, что в рамках Минской группы ОБСЕ Азербайджан ведёт интенсивные переговоры с Арменией с целью решения данного вопроса мирным путём, неконструктивная позиция противника препятствует достижению какого-либо положительного результата в данном вопросе. Позиция бескомпромиссности Армении доказывает её намерение продолжить проведение агрессорской политики. Если шагом компромисса со стороны Азербайджана в подобных условиях считается его смирение с данной оккупацией, то это невозможно. Одним из важнейших факторов, способных вынудить Армению совершить шаг в направлении мирного урегулирования данного вопроса, является закрытость её границ с Турцией и Азербайджаном. Если же границы будут открыты без совершения Арменией данного шага, то это нанесёт серьёзный урон, как Азербайджану, так и шансам мирного урегулирования вопроса.
- И наконец – насколько правдивы и справедливы утверждения по поводу недостаточной поддержки Турции со стороны Азербайджана?
- Я не считаю правдивыми и справедливыми ни данные утверждения, ни выдвигаемые претензии. Причина отсутствия Азербайджана рядом с Турцией на Саммите по Ядерной Безопасности заключается в том, что наша страна не была приглашена на этот Саммит, что в свою очередь было истолковано в прессе в качестве очередного признака попыток официальных лиц США вытеснить Азербайджан из переговоров между Арменией и Турцией. Общеизвестно, что не только в вопросах о так называемом «геноциде», но и во всех прочих вопросах Турция и Азербайджан выступают в качестве единого государства. Государственные лица и дипломаты Азербайджана, во главе с президентом Ильхамом Алиевым, воспринимают в качестве долга защиту интересов Турции во всех открытых и закрытых форумах, начиная с вопроса о членстве в Евросоюзе. Некоторое время назад первая реакция и инициатива против обращения по поводу признания «геноцида» в парламенте Грузии была выдвинута азербайджанской общиной. В частности, Азербайджанвсегда воспринимал вопрос о «геноциде» как свой собственный вопрос, и наша страна превратила борьбу против использования этих претензий в качестве политического инструмента в один из видов собственной деятельности, осуществляемой за рубежом. В некоторых случаях Азербайджан в данном вопросе действовал намного активнее Турции, так как претензии о «геноциде» нанесли наибольший вред именно Азербайджану. Армении, проявившей агрессию против соседней страны начиная с первого же дня своей независимости, удалось завуалировать собственную агрессию и осуществляемые этнические чистки под ширмой собственной кампании «геноцида». Нас удручают успехи данной кампании, которые имеют место даже на территории самой Турции. Отношения между Турцией и Азербайджаном основаны на исторических традициях и принадлежности к единой нации, а главное – взаимных интересах. Азербайджан всегда относился к Турции как к братской стране. За последние двадцать лет Турция была вратами Азербайджана на Запад, а Азербайджан – вратами Турции в Центральную Азию. Несмотря на интенсивное давление, Азербайджан реализовал энергетическую политику, учитывающую интересы Турции, и совершил значительные шаги в направлении транспортировки природного газа и нефтяных ресурсов на мировые рынки через территорию этой страны. Турция, активно поддерживающая Азербайджан в его трудные времена, пользуется огромной любовью и уважением у нашего народа. Одним словом, мы верим, что наши отношения, опирающиеся на крепкие узы между нашими народами, успешно выйдут из этого сложного испытания, подвергшего нас неимоверному давлению.
Камиль ХАМЗАОГЛЫ