Эксперт Jamestown Foundation: «У США нет желания противостоять России на Кавказе»
Эксклюзивное интервью 1news.az со старшим сотрудником американского фонда Jamestown Foundation Шабаном Кардашем
- Как бы вы прокомментировали последние события в отношениях между Турцией и Арменией, а также выступление президента США 24 апреля?
- Последние события были тем, что и ожидалось, учитывая все недостатки, присущие турецкой и армянской власти, надо понимать, что они не могли бы предпринять шаги, способные подорвать их позиции дома.
Речь Обамы свидетельствует о том, что администрация США признает деликатность армяно-турецкого процесса и стремится избежать непосредственного участия в нем.
Несмотря на свои ранние обещания по защите армянского тезиса, Обама воздержался и в этом году от использования слова «геноцид». Это показывает, что он не желает создания новой напряженности в отношениях с Турцией.
Тем не менее, поскольку США не занимают полностью нейтральную позицию в этом вопросе, это свидетельствует о том, что администрация президента США, похоже, ближе к армянской позиции по спорному вопросу «геноцида».
Таким образом, Турция не была полностью удовлетворена выступлением Обамы, и это означает, что в будущем армяно-турецкая проблема по-прежнему будет негативно влиять на турецко-американские отношения.
- Можно ли сказать, что Западу не удалось разделить процессы урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта и нормализации отношений между Турцией и Арменией?
- Неспособность международного сообщества содействовать справедливому урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта на протяжении многих лет, несомненно, является серьезной проблемой, которая продолжает угрожать региональной стабильности на Кавказе.
После российско-грузинской войны в 2008 году было признание того, что временно замороженные конфликты должны быть решены немедленно, чтобы устранить источники нестабильности в будущем.
К сожалению, Соединенные Штаты Америки и западное сообщество не проявили лидерства по решению Нагорно-Карабахского конфликта.
С самого начала турецкое правительство предполагало, что турецко-армянская нормализация будет способствовать урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта, или, по крайней мере, это вызовет процесс серьезного отношения к решению конфликта.
Здесь, кажется, Западу не удалось оказать давление на Армению, чтобы она была конструктивной в переговорах с Азербайджаном. Да, игнорирование связи между процессом нормализации армяно-турецких отношений и урегулированием Нагорно-Карабахского конфликта было ошибкой.
- Насколько серьезно ухудшились отношения между США и Турцией? Может ли это привести к крену Турции в сторону России и как это способно отразиться на регионе?
- Сложно описать турецко-американские отношения как «ухудшающиеся». Конечно, есть много областей, где обе стороны имеют различные интересы и мнения.
Тем не менее, нынешнее состояние американо-турецких отношений гораздо лучше, чем было при администрации Буша. Турецко-американское сотрудничество весьма многообещающее в вопросе Афганистана, Ирана и даже ближневосточного мирного процесса.
Тем не менее, если мы посмотрим на конкретный случай ядерной проблемы Ирана, то здесь ситуация несколько иная. Турция, очевидно, настроена против резких американских действий по отношению к Ирану, так как опасается, что любое неверно оцененное вмешательство США может привести к дестабилизации во всем регионе.
Если правительство Обамы будет наставать на более жестком курсе против Ирана, то турецко-американские отношения также могут стать напряженными.
Что касается второй части вопроса, то я не ожидаю того, чтобы Турция «перешла» на сторону России.
Соединенные Штаты и западный альянс по-прежнему будут краеугольным камнем внешнеполитической ориентации Турции. Конечно, Турция развивает многостороннее партнерство с Россией, но это не должно расцениваться как альтернатива Западу или США.
- Некоторые аналитики утверждают, что Кавказ не включен в приоритеты интересов нового американского правительства. Насколько это верно?
- Трудно просто сказать, что Кавказ не включен в сферу интересов правительства Барака Обамы.
Администрация Барака Обамы сделала несколько назначений, демонстрирующих то значение, которое она придает региону. Тем не менее, верно и то, что либо у Соединенных Штатов нет желания, либо они не способны оказывать значительное влияние в регионе Южного Кавказа.
На мой взгляд, основные причины подобного отсутствия американского влияния следующие.
Во-первых, администрация оставляет за собой право в настоящее время обратиться главным образом к внутренним проблемам ввиду того, что Обама сталкивается с растущей оппозицией внутри страны. В то же время экономический кризис все еще оказывает влияние на приоритеты администрации.
Во-вторых, у Соединенных Штатов множество других стратегических проблем, которыми они занимаются, и, похоже, что у них нет желания противостоять России на Кавказе.
Учитывая растущее внимание, которое США уделяют Китаю и Восточной Азии, сохраняющиеся проблемы в Афганистане и Ираке и неопределенность по иранской ядерной проблеме, остается меньше энтузиазма в том, что они будут также активно вовлечены в процессы на Кавказе.
Кроме того, то неуместное влияние, которое оказывает армянское лобби на американскую политику в выработке тактики, искажает американскую политику по отношению к Кавказу, свидетельством чему служат недавние напряженные отношения с Азербайджаном.
Доктор Шабан Кардаш получил докторскую степень по политологии в университете штата Юта. Он также имеет степень магистра в области международных отношений Ближневосточного технического университета в Анкаре, а также степень магистра в области европейских исследований в Центре исследований европейской интеграции в Бонне, Германия. Он работает на Факультете международных отношений в университете Sakarya, Турция.
Доктор Кардаш в настоящее время работает помощником редактора научного журнала Insight Turkeyи внештатным авторомфонда Jamestown Foundation по Турции.
Эльшан Рустамов