Али Ахмедов: «Считаю, что существует очень серьезная необходимость в принятии закона об оккупированных территориях»
Интервью 1news.az с заместителем председателя партии «Ени Азербайджан» (ПЕА) Али Ахмедовым.
- Как бы Вы охарактеризовали итоги 2010 года для нашей страны?
- 2010 год запомнился в истории современного Азербайджана рядом достижений. Наблюдавшиеся в предыдущие годы в различных областях положительные изменения и тенденции показали себя и в 2010 году. В первую очередь, хотелось бы подчеркнуть проведение в Азербайджане парламентских выборов.
Знаете, проведение парламентских выборов, выборная атмосфера и общественное настроение, в особенности результаты выборов, еще раз доказали, насколько глубоки корни доверия политике Гейдара Алиева в Азербайджане.
С другой стороны, эти выборы также показали, насколько сильна общественная поддержка нашей партии, играющей важную роль в политической жизни Азербайджана. По результатам выборов право представляться в Милли Меджлисе получил 71 член ПЕА, что составляет свыше 50% мест в парламенте. Считаю, что результаты выборов являются логическим результатом общественно-политических процессов в Азербайджане в целом.
С одной стороны, это доказывает общественный авторитет ПЕА, с другой – демонстрирует высокое доверие народа Президенту страны Ильхаму Алиеву. Наряду с этим парламентские выборы доказали также достаточную эффективность избирательной кампании ПЕА. Избирательная кампания 2010 года в очередной раз подтвердила действительность, уже давно не являющуюся новшеством в политической жизни Азербайджана…
- О какой действительности идет речь?
- Речь идет о том, что на фоне ежедневно растущего общественного авторитета ПЕА нашел свое подтверждение факт ослабления оппозиции, и в особенности ее агрессивной части. Считаю, что ослабление позиций оппозиционных партий должно оцениваться как логический результат демонстрируемого ими до сегодняшнего дня поведения. Реальность состоит в том, что значительная часть азербайджанской оппозиции существует как бы в виртуальном пространстве.
Они остались полностью в стороне от реальностей Азербайджана, в особенности от интересов, мыслей, желаний азербайджанских избирателей. Конечно же, каждая политическая организация может добиться поддержки лишь среди избирателей. Однако радикальное крыло азербайджанской оппозиции занимается лишь своими внутренними проблемами.
На фоне всего сказанного хочу с радостью отметить, что значительно усилились позиции ПЕА и на почве общественно-политических событий 2010 года. Могу с уверенностью сказать, что ПЕА вступает в 2011 год с большими надеждами.
- Как вы оцениваете шаги, предпринятые в направлении разрешения армяно-азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта?
- С сожалением отмечу, что армяно-азербайджанский конфликт не завершен. Причины этого всем известны, решение этого конфликта зависит не только от воли азербайджанского государства. До сегодняшнего дня Азербайджан отдавал предпочтение тактике мирного урегулирования конфликта. Считаю, что самым выгодным для обеих сторон вариантом разрешения является разрешение этой проблемы путем переговоров без применения военных действий, без кровопролития, без разрушений.
В 2010 году Азербайджан, отдавая предпочтение этой тактике, принимал участие в переговорах. Однако неразрешенность конфликта, отказ от освобождения азербайджанских оккупированных территорий остается фактом.
Вообще, в 2010 году как граждане Азербайджана, так и участвующие в урегулировании конфликта посредники были склонны ожидать больших результатов. Однако, к сожалению, ожидаемые результаты не были достигнуты. Причиной этому является, в первую очередь, неконструктивность Армении, ее нежелание освободить азербайджанские территории и неготовность идти на уступки.
- Может ли Азербайджан при данных обстоятельствах использовать военный вариант в разрешении Карабахской проблемы?
- Используя свои естественные права и реальные возможности, Азербайджан может приступить к соответствующим действиям для освобождения оккупированных территорий своими силами. Экономический потенциал Азербайджана и усилившаяся в рамках возникших на основе этого возможностей азербайджанская армия сформировали определенную ситуацию в этой области. Это ясно чувствуют и международное сообщество, и сама Армения. Заявления, выдвигающие вперед важность мирного урегулирования конфликта некоторыми международными силами и средствами, в большинстве случаев преследуют цель выведения Армении из затруднительной ситуации, в которую она попала.
Считаю, что это положение не может продолжаться долгое время. Поскольку пренебрежение призывами международного сообщества и неразрешенность конфликта в течение долгого времени может предоставить его разрешение полностью в распоряжение конфликтных сторон. А в этом случае Азербайджан с помощью своих ресурсов с легкостью восстановит историческую несправедливость, очистит свои земли от оккупантов.
- На последнем заседании парламента вами было выдвинуто предложение о принятии связанного с оккупированными территориями закона. Что может дать Азербайджану принятие подобного закона?
- Вопрос состоит в том, что скорейшее освобождение оккупированных азербайджанских территорий находится в рамках интересов Азербайджана. Все наши усилия направлены на освобождение из-под оккупации Нагорного Карабаха и прилегающих к нему других территорий. Однако реальность заключается в том, что, несмотря на все усилия, в том числе усилия посредников, оккупированные азербайджанские территории все еще не освобождены. При таких обстоятельствах существует серьезная необходимость в определении статуса оккупированных территорий. Как вы видите, представителями отдельных международных организаций, парламентов отдельных стран совершаются неразрешенные Азербайджаном визиты в Нагорный Карабах, в ходе которых ими озвучиваются различные заявления.
В этом случае у Азербайджана возникает необходимость ссылаться на правовую базу в реализации им права на применение санкций против этих лиц. Я считаю, что создание подобной правовой базы, определение правового статуса оккупированных территорий введет в правовую рамку желание Азербайджана применять санкции против лиц, нарушивших его права. Конечно же, я не думаю, что после принятия этого закона незаконные визиты на оккупированные территории Азербайджана полностью прекратятся. Однако в любом случае в руках Азербайджана будет очень серьезный правовой механизм.
- Также известно, что с момента начала армяно-азербайджанского конфликта по сегодняшний день некоторые государства, их компании, а также отдельные иностранные деловые люди идут на деловое сотрудничество с сепаратистским режимом Нагорного Карабаха и осуществляют там незаконную деятельность. В случае принятия этого закона могут ли его положения быть применены к этим государствам, их компаниям и деловым людям?
- Конечно, это не исключается. В случае принятия закона в этом направлении он будет предусматривать все случаи. Я считаю, что существует очень серьезная необходимость в принятии подобного закона, и его принятие ни сколько не уменьшает усилия Азербайджана в направлении освобождения его оккупированных территорий. Всего лишь, до изменения существующей реальности все предпринятые Азербайджаном шаги должны быть внесены в правовые рамки.
Кямиль Хамзаоглу