Российский политолог: «Президенты России, США и Франции открыто заявляют об оккупированных территориях»
Интервью 1news.az с доктором исторических наук, профессором, руководителем Центра средиземноморско-черноморских проблем Института Европы РАН, российским политологом Аллой Язьковой.
- Стоит ли после заявлений Сержа Саргсяна на саммите ОБСЕ в Астане о неправомочности претензий Азербайджана на Нагорный Карабах продолжать вести переговоры?
- Лучше 100 дней переговоров, чем один день войны, хотя нельзя не признать, что к концу года переговорный процесс зашел в известный тупик. Но надо отметить и то, что президент Армении Серж Саргсян упомянул о Мадридских принципах на саммите ОБСЕ в Астане, фактически их признав. А в них прямо сказано об освобождении оккупированных территорий. Так может тогда стоит продолжить идти по этой линии? Ведь в принципе во всех достигнутых соглашениях ни слова не говорится о немедленном определении статуса Нагорного Карабаха. Всем понятно, что немедленного ничего не будет, и это создает основу для компромисса Так что переговоры, как мне кажется, стоит вести.
- Чем запомнился вам 2010 год в плане урегулирования карабахского конфликта?
- Мы с вами неоднократно перечисляли целый ряд документов, событий, фактов, которые мы утверждали в качестве позитивных. Считаю, что на сегодня многие незаслуженно забыли июньское заявление трех президентов стран-сопредседателей МГ ОБСЕ. Оно было очень содержательным. И в нем, собственно говоря, и содержится основа для достижения компромисса.
- Позиция международного сообщества по отношению к карабахскому конфликту в уходящем году изменилась?
- Международное сообщество в целом, и сопредседатели Минской группы, в частности, высказали свое мнение. Дело сторон искать в их заявлении основания для аргументации в свою пользу. И я не считаю, что заявлением трех президентов России, Франции и США стоит пренебрегать. Надо работать по нему, продвигаться, анализировать. Президенты трех держав открыто заявляют об оккупированных территориях, и почему бы не сделать на этом акцент? В заявлении не сказано и о том, на чем настаивает армянская сторона, а именно о том, что для определения статуса Нагорного Карабаха в референдуме должны участвовать только жители Карабаха.
- Стоит ли ожидать от 2011 года каких-то сдвигов в положительную сторону?
- Все зависит в большей степени от сторон конфликта. Считаю, что надо начать вести переговоры непосредственно друг с другом. И делать это на базе тех документов, которые были разработаны.
- То есть вы считаете, что в будущем году конфликтующие стороны могут начать вести непосредственные переговоры без участия посредников?
- Я, конечно же, не могу навязывать свою точку зрения и выступаю как эксперт. Думаю, что надо искать пути непосредственного контакта. Надо работать. Да, работа очень рутинная, но это нужно делать для того, чтобы реально решать конфликт.
Гамид Гамидов (Москва, Россия)