Российский эксперт: «Проблему надо решать и вооруженным путем, если все остальные доводы остались без внимания»
Интервью 1news.az с кандидатом исторических наук, доцентом факультета международных отношений Санкт-Петербургского Государственного Университета, российским экспертом Русланом Шамгуновым.
- 1-2 декабря на саммите ОБСЕ в Астане президент Армении Серж Саргсян заявил, что Азербайджан не имеет право претендовать на Нагорный Карабаха? Как вы считаете, после подобного заявления, разве переговоры не теряют смысл, их вообще стоит продолжать?
- После заявления Сержа Саргсяна переговоры имеют такой же смысл, что и до заявления. Руководство Армении после Левона Тер-Петросяна не скрывало своего негативного отношения к идее принадлежности Нагорного Карабаха к Азербайджану. Тем не менее, переговоры продолжались. Понятно, что после подобных заявлений шансов на мирное урегулирование конфликта становится значительно меньше. Переговоры нужны хотя бы для того, чтобы руководство Азербайджана могло сказать мировому сообществу: "Мы сделали все для мирного урегулирования конфликта и не наша вина, что переговоры ни к чему не привели".
- Чем в плане нагорно-карабахского конфликта вам запомнился уходящий год больше всего?
- Уходящий год мне запомнился тем, что я стал еще большим скептиком по вопросу мирного урегулирования конфликта.
- То есть никакого прогресса, по-вашему, не наблюдалось?
- Прогресс виден только в одном - стороны готовятся к решению вопроса с позиции силы. Во всяком случае, переговоры ни к чему позитивному не привели.
- Что ожидать от года будущего? Верите ли вы, что в 2011 году сторонам удастся несколько сблизить свои позиции путем мирных переговоров?
- Трудно быть оптимистом, видя, что стороны не готовы идти на уступки. Другое дело, если свою реальную заинтересованность в мирном разрешении конфликта проявят страны, обладающие влиянием на конфликтующие стороны. И эта заинтересованность будет не словесная, к чему все давно привыкли и не воспринимают всерьез. Есть решения ООН и ОБСЕ по вопросам урегулирования конфликта и статуса Нагорного Карабаха, надо только заставить конфликтующие стороны выполнить эти решения, даже если они (конфликтующие) с этим не согласны.
- Насколько на сегодня вероятно возобновление военных действий и как вы относитесь к военному решению конфликта?
- На сегодняшний день возобновление военных действий видится наиболее вероятным, если не произойдет что-то форс-мажорное и стороны, забыв прошлые обиды, согласятся, что худой мир лучше доброй драки. Но, повторю еще раз, в такое верится с трудом, зная настроение не только руководителей государств, но и населения обеих республик.
Необходимо учитывать еще один момент. В нынешнем мире далеко не всегда проблемы решаются справедливо. Принимали же США пресловутую 907 поправку к "Freedom Act", в которой агрессором назывался Азербайджан, да и Россия оказывала и оказывает поддержку Армении. Есть еще Франция и другие государства, болезненно реагирующие на силовое решение "армянского вопроса". Какова будет их реакция на начало боевых действий, если начнет эти действия Азербайджан? Складывается такое впечатление, что все (кроме Азербайджана, естественно) согласны с замороженным состоянием конфликта и ждут, кто же начнет воевать первым, чтобы его объявить виновным и решить вопрос не в его пользу. Готов ли Азербайджан начать боевые действия при таких условиях? Провел ли он достаточную пропагандистскую работу, чтобы убедить "западные демократии", что его действия носят справедливый характер? Это вопрос, однозначного ответа на который пока у меня нет.
Военное решение конфликта - это последний довод сторон. Всегда хочется, чтобы проблемы решались без пролития крови. Но мое мнение, что проблему надо решать и вооруженным путем, если все остальные доводы остались без внимания.
- Каков лично ваш рецепт решения конфликта?
- Я полностью согласен с решениями Лиссабонского саммита ОБСЕ: Нагорный Карабах - составная часть Азербайджана и с представлением ему широких автономных прав. И решить конфликт можно, не прибегая к войне, но прибегнув к нажиму на стороны, заставив их выполнить эти решения.
Гамид Гамидов (Москва, Россия)