Глава представительства UNICEF: «Азербайджан – страна с необыкновенным потенциалом»
Интервью 1news.az с главой представительства Детского Фонда ООН (UNICEF) в Азербайджане Марком Хэрвардом.
- Господин Хэрвард, в этом году вступает в силу новая страновая программа, рассчитанная на 2011-2015 годы. Какие мероприятия будут реализованы в рамках данной программы?
- Программа будет базироваться на двух основных столпах. Первое – создание служб, связанных с детьми, а второе - это формирование отношения и знания о правах ребенка. В этих двух программах выделены четыре направления: здравоохранение, образование, защита детей и вопросы, связанные с молодежью и ее здоровьем.
Рассмотрим каждые из них в отдельности.
В сферу здравоохранения входят три основных направления: одно из них - питание, к которому относятся вопрос анемии (четверть миллиона детского населения страны страдает от этой болезни), кормление грудным молоком и питание маленьких детей. Одной из волнующих нас проблем является низкий для своего возраста рост детей и общее здоровье в первые недели жизни. Ведь, как известно, большинство детских смертей приходится на очень ранний период жизни ребенка. Мы работаем над улучшением качества неонатальной службы, согласно международным положениям живорождения, с целью предотвратить потенциальные заболевания на ранней стадии.
В сфере образования мы работаем над такими проектами, как дружественная для ребенка школа. Под этим понятием мы подразумеваем инклюзивное образование, а также усиление родительско-учительских комитетов. Другое направление в образовании – это дошкольное образование. Как вы знаете, был принят новый курикуллум, который, кстати, был разработан с нашим участием. Немало делается в направлении усиления подготовки детей к школе. Эту работу мы проводим как через дошкольные заведения, так и общины. Сейчас работаем над тем, чтобы запустить проект о проведении работ в общинах. Третье направление – совместный проект с Министерством по чрезвычайным ситуациям по подготовке школьников к чрезвычайным ситуациям.
В сфере защиты прав детей представлено пять направлений. Так продолжается работа по деинституализации, в частности сейчас запущены два пилотных проекта в Баку, в ходе которых планируется создание механизмов и служб работы с детьми без родительской опеки на местном уровне. Второе направление – несовершеннолетние дети, здесь мы говорим не только о ювенальной юстиции, а также о соблюдении прав детей, ставших свидетелями, либо участниками преступления. Снова касаясь детей с ограниченными возможностями, мы запускам широкомасштабную медиа -информационную кампанию, совестно с фондом Гейдара Алиева, чтобы проинформировать общественность о проблемах таких детей и искоренить существующие стереотипы.
В сфере молодежной политики сотрудничаем с Министерством молодежи и спорта, а также с молодежно-ресурсными центрами. Мы хотели бы их видеть не просто местом для тренингов, а чтобы посредством таких центров молодые люди могли бы принимать участие в общественной жизни страны.
Работаем и вокруг такой концепции как развитие через спорт. Нашими партнерами здесь являются АФФА, параолимпийская организация. Нам очень хотелось, чтобы молодежь принимала активное участие в вопросах окружающей среды, а также информировать молодых людей о риске и угрозе использования наркотических средств.
- На протяжении многих лет UNICEF претворяет в жизнь социальные проекты, подключая к этому правительственные органы. Как построены ваши взаимоотношения с данными структурами?
- В целом я хотел бы отметить, что у нас успешное сотрудничество с партнерами из правительства и неправительственного сектора. В принципе наша работа и заключается в том, чтобы представлять нашим партнерам, в частности правительству, новые идеи и проекты, о которых они может быть не задумывались. Может в силу этого мы встречаем порой сопротивление с их стороны. Понимаем, все новое тяжело воспринимается.
Один из хороших примеров плодотворного сотрудничества можно наблюдать по программе по деинституализации. Работа над проектом началась задолго до моего приезда в Азербайджан. Вначале было много недоверия и вообще низкое понимание того, что представляет собой данная программа. Однако когда мы попытались преодолеть этот этап, я хочу отметить, что работа в этом направлении стала более стабильной и может быть более быстрой, чем в других странах региона. Однако, многие до сих пор задаются вопросом, почему эта работа ведется медленно? Мой ответ таков – если мы ускорим темпы, то мы можем навредить детям.
- Какие ведомства наиболее восприимчивы к новшествам?
- Как я уже отметил, мы работаем с различными структурами.
В области образования - Минобразования и Министерство чрезвычайных ситуаций. По вопросам защиты детей – Госкомитет семьи, детей и женщин и Министерство социальной защиты. По правовым вопросам – с Министерством Юстиции, МВД. Наш основной партнер Министерство молодежи и спорта. Также сотрудничаем с Фондом Гейдара Алиева, Аппаратом омбудсмена и т.д.
За несколько лет работы у нас сложились очень плодотворные отношения с Минобразования. Иногда мы обсуждаем с министром какие-то идеи, думаем над проектами. Так возник проект по подготовке дошкольников к школе не в детских садах, а через семьи на уровне общин. Такой подход, позволяет добраться до самого уязвимого ребенка. Обычной программой ребенок может быть не охвачен. В Министерстве молодежи и Госкомитете семьи наши идеи всегда воспринимаются с энтузиазмом. Я не хочу сказать, что другие партнеры не активны, нет, просто перечисленные наиболее восприимчивы.
- Вы довольны процессом реализации проектов и их результатом?
- До приезда в Азербайджан я служил в штаб квартире UNICEF в Нью-Йорке и возглавлял департамент, задачей, которого было облегчить осуществление реформ ООН. По мне, так легче работать с одним правительством, чем с 27-ю разными организациями ООН.
Азербайджан – страна с необыкновенным потенциалом, богатая нефтяными ресурсами. И хотелось бы увидеть, как они используются для социального развития страны. Работа здесь в целом отличается от других стран, где социальные программы идут от самого правительства. Эта не та ситуация, когда мы приходим как организация ООН со своими ресурсами. В данном случае, мы пытаемся убедить правительство как лучше использовать собственные средства на социальное развитие страны.
До Нью-Йорка я работал в региональном офисе в Юго-Восточной Азии, который курировал 14 стран этого региона. По своему опыту могу сказать, что сегодняшняя система взаимоотношения и партнерства с правительством в Азербайджане наиболее эффективна.
Хочу также добавить, что одним из направлений нашей работы в Азербайджане будет способствовать укреплению культуры филантропии. Эта давняя традиция, но мы хотели бы видеть ее развитие – особенно в вопросах касающихся прав детей. Культура помощи социальным начинаниям очень важна сегодня. Нужно понимать, что государство не единственный источник помощи. Каждый индивид может также помочь обществу. Конечно, легче проталкивать эту концепцию в бизнес среде, среди корпораций, нежели на частном уровне.
- Однако не многие азербайджанские организации понимают всю важность благотворительности. Тех же, кто что-то делает в этом направлении, ограниченное количество. Что вы думаете по этому поводу?
- Действительно, в Азербайджане небольшое число компаний, которые работают в области корпоративно-социальной ответственности (КСО). Есть также те, которые пока находятся на ранней стадии и пока не совсем понимают о чем идет речь.
Было бы интересно насколько частные лица готовы выделить свое время и силы на то, чтобы помогать людям. Из своих наблюдений могу сказать, что люди в Азербайджане считают своим долгом помогать родственникам или близкому окружению. Но не обязательно, что они также думают о других людях.
- КСО - новое для нас понятие. Как можно, по вашему мнению, увеличить количество компаний-филантропов?
- Одним из важных шагов – это создание условий – специальных встреч, содружеств, чтобы у компаний была возможность поделится опытом реализации удачного КСО проекта. Мне кажется, что одной из проблем, является не знание и не понимание того, что такое КСО.
Наш офис сотрудничает с рядом компаний. Однако, в силу нашего международного статуса мы не можем принимать пожертвования от кого угодно. Мы сотрудничаем только с теми организациями, которые разделяют наши ценности. Речь идет не только о непосредственных финансовых пожертвованиях. Ведь в КСО есть целый ряд механизмов совместного сотрудничества помимо финансовой помощи.
Среди наших партнеров - Azercell - мы работали вместе над интересным проектом в сфере защиты прав детей. С Нефтяной компаний Statoil – мы сотрудничали в проекте по улучшению системы ухода за новорожденными и сокращению детской смертности. Вот уже на протяжении нескольких лет сотрудничаем Procter & Gamble в вопросах здоровья и развития детей дошкольного возраста. В данный момент ведет переговоры с рядом потенциальных партнеров.
Планируем провести по КСО конференцию, хотели бы повторить наш предыдущий опыт - собрать вместе представителей частного сектора и поговорить о том, что можно сделать в социальной сфере в Азербайджане.
Р. Ашрафли