Тофик Аббасов: «Разблокирование Ближневосточного кризиса возымеет положительное воздействие на все аналогичные конфликты»
Интервью 1news.az с известным политологом Тофиком Аббасовым.
- Как Вы прокомментируете то, что палестинские движения ФАТХ и ХАМАС на переговорах в Египте подписали соглашение о примирении и договорились о проведении выборов в палестинской автономии, а также о совместном формировании переходного правительства?
- Подобный шаг можно рассматривать только в позитивном свете, поскольку разделенный народ, должен быть единым. Но воссоединение для палестинцев сегодня – это программа-минимум. За ней должно последовать выполнение не менее важных задач. И в этом ряду стоит не только проблема создания Палестинского государства, но и деоккупация земель, которые принадлежали палестинским арабам до 1967 года, возвращение беженцев, освоение Восточного Иерусалима в качестве столицы.
Положительным является и то, что в уже обозначены функции переходного правительства и что ему не вменяются в обязанности контакты с израильской стороной на предмет продолжения переговоров по урегулированию палестино-израильского конфликта. Но это не говорит о том, что круг обязанностей переходного правительства будет ограниченным. Наоборот, переходному кабинету предстоит очень трудная миссия по закреплению примиренческого процесса и его защите от всевозможных провокационных посягательств извне. Не менее важной задачей станет также выработка программы институционального строительства.
- Как Вы прокомментируете высказывание израильского премьера Беньямина Нетаньяху о том, что палестинская национальная администрация во главе с Махмуд Аббасом должна сделать выбор между миром с Израилем и миром с ХАМАС?
- С позиции израильского национализма это вполне объяснимое требование, и оно достаточно ясно дает знать - кому выгодна разделенность палестинских арабов. Но с точки зрения здравой логики это требование, кстати, очень попахивающее ультимативностью, звучит чудовищно.
В том, что в рядах палестинцев произошел раскол, Израиль виноват не меньше, чем радикальные деятели из ХАМАС и ФАТХ. С 2007 года, когда произошло размежевание, израильская дипломатия неустанно сетовала, что мол, как нам с арабами договориться, если они между собой никак не придут к согласию. И как только не стало в политике Мубарака, палестинцы смогли найти общий язык, и теперь настроены дойти до победного конца в своей борьбе.
Примечательно, что примирение предвосхищает заявления ведущих палестинских деятелей, ветеранов борьбы с израильской оккупацией о том, что предстоящей осенью Палестинское государство станет данностью. Похоже, решительный настрой палестинцев всерьез заботит Тель-Авив.
- Можно ли говорить о том, что перемирие между ФАТХ и ХАМАС создаст принципиально новую ситуацию на всем Ближнем Востоке?
- Это перемирие, бесспорно, придаст импульс уверенности не только палестинцам, но и общеарабскому движению, окажет позитивное воздействие на консолидацию мусульманского мира.
Обратите внимание – еще со времен Османской империи английская разведка целенаправленно работала, чтобы вбить клин в структуру арабо-тюркских отношений, всячески расшатывала устои мусульманского мира с тем, чтобы центробежные тенденции доминировали бы над центростремительными.
С тех пор, как над Ближним Востоком взошло солнце нефтяной эпохи, раскольническая политика Запада стала более изощренной. Западные политики, дипломаты и эксперты, а также вторящие им израильские политики, не упускали возможности, чтобы принизить роль и возможности элит арабских государств, их лидеров в глазах сообщества. Одной рукой подпитывая какого-то влиятельного шейха, а другой – его заклятого врага, европейцы и американцы разыгрывали показательные постановки, чтобы опорочить недееспособность арабов, мусульман в государстовобразующих, управленческих процессах.
Пока шли междуусобные войны, межплеменные распри, эмиссары западных разведок, нефтяные магнаты и их местные приспешники вели закулисный передел богатых регионов Ближнего Востока, Северной Африки.
Спору нет - сильный и хитрый всегда обводит вокруг пальца слабого и незадачливого. И винить во всех бедах арабов Запад было бы не совсем верно. В несчастьях ближневосточных народов больше были виноваты продажные верхушки правящих кланов, для которых вражда с внутренним врагом становилась делом жизни.
Теперь, когда наступила эра, когда в арабо-мусульманских государствах набирают обороты обновленческие тренды, палестинское примирение смело можно рассматривать в качестве составной части глобального движения за пробуждение, права и свободы.
- Может ли она новая ситуация на Ближнем Востоке иметь косвенное влияние на регион Южного Кавказа вообще и на процесс урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта в частности?
- Безусловно. Нельзя сбрасывать со счетов, что палестинская проблема, будучи одной из затяжных в мире, имеет сходства с другими этно-территориальными конфликтами. Разблокирование Ближневосточного кризиса возымеет положительное воздействие на все аналогичные конфликты.
Я бы не стал говорить, что ближневосточная четверка посредников так уж и старается, чтобы приблизить момент заключения окончательного мира. Но если сами палестинцы смогут добиться признания мировым сообществом своего государства, то, думается, заключение окончательного мира с израильтянами станет делом времени.
Должен заметить, что позиция Баку в отношении этого конфликта достаточно здравая и принципиальная. Несмотря на наличие стратегически партнерских отношений с Тель-Авивом, Баку поддерживает безо всяких «но» создание Палестинского государства.
Сбалансированный подход не мешает Азербайджану приглашать к себе в гости Махмуда Аббаса и при этом не дистанцироваться от Израиля.
Азербайджан, как страна, страдающая от оккупации, правильно расставляет свои внешнеполитические акценты и выступает за освобождение палестинских земель от израильской аннексии. Это означает, что в лице арабской Палестины Азербайджан в скором времени заимеет еще одного партнера в деле справедливого урегулирования карабахского конфликта.
- Как в этой связи Вы оцениваете подписанную недавно в городе Урмия совместную декларацию глав МИД Турции, Ирана и Азербайджана?
- Страны региона обязаны придерживаться общих начал, совместно выработанных принципов для безоблачного общежития. Это, прежде всего, продиктовано соображениями безопасности и сотрудничества.
Упомянутый вами документ как раз и призван укрепить взаимопонимание между тремя странами, которые располагают реальными возможностями для нейтрализации рисков, предотвращения потенциальных вызовов со стороны недружественных сил.
Выработка совместной декларации показала, что Баку, Анкара и Тегеран доверяют друг другу, совместно работают над неотложными проблемами региона и намереваются продолжать совместные усилия в интересах, как национальной безопасности, так и региональной стабильности.
Полагаю, что этот документ стал неформальным месседжем и Еревану, которому давно пора заземлиться в региональную среду. Но прежде, конечно же, отказавшись от агрессивной анти-тюркской и анти-мусульманской политики.
Акпер Гасанов