Тофик Аббасов: «Анкара понимает, что альтернативы дальнейшему укреплению отношений с Баку нет»
Интервью с азербайджанским политологом Тофиком Аббасовым.
- Как Вы оцениваете итоги парламентских выборов в Турции?
- Этот расклад был полностью ожидаем, и мне кажется, что сами итоги выборов, равно как и процесс волеизъявления, еще раз подтвердили – Турция не сворачивает с пути демократии. Партия Справедливости и Развития (ПСР) является ярко выраженным лидером гонки.
У нее есть несколько неоспоримых преимуществ. Она очень продуктивно работает на местах, четко выполняет свои обещания, зримо сужает поле социальной неустроенности. И еще, у руля партии стоит яркий и сильный лидер, который умеет работать с электоратом. А это очень большой для общества плюс, когда погоду делает не посредственный человек, а пассионарный политик.
- Создают ли итоги выборов возможности для трансформации Турции из парламентской республики в президентскую?
- Думаю, что Турция все же станет президентской республикой, даже, невзирая на то, что своих мандатов ПСР будет не хватать для безболезненного проведения через новый парламент проекта о проведении референдума. Р. Т. Эрдоган неоднократно проявлял мастерство в осуществлении тех задач, которые вытекали из программы его партии.
Для проведения в жизнь кардинальной реформы потребуется немало усилий, поскольку у противников плана президентской республики тоже немало сил. Однако локомотив ПСР уже движется на скорости, и остановить его будет нелегко. Гибкость, с коей маневрирует Р. Т. Эрдоган, позволит ему осуществить задуманное.
- В таком случае, как Вы прокомментируете мнение ряда зарубежных аналитиков о том, что Турция постепенно теряет авторитет у Запада в качестве «маяка демократии» в мусульманском мире?
- Западу нужна не сильная, а управляемая Турция. Запутавшиеся в дебрях либеральной идеологии европейцы, да и американцы тоже, на протяжении десятилетий охали-ахали от «прелестей» турецкой демократии, хотя в реалиях ее, в общем-то, в таком масштабе и не было. Тогдашняя демократия была декоративной, взращенной на искусственной почве, и предназначалась исключительно для про-западно настроенной части общества.
У нее не было сильной корневой системы.
Ныне система местного самоуправления, свобода предпринимательства, самовыражения – это уже не лозунги, а достигнутые блага. В стране сформировался достаточно сильный средний класс. И спрашивается – чем это плохо и почему это на Западе воспринимают в качестве фактора угрозы?
У каждого народа свой путь развития. Р. Т, Эрдоган добился того, чего не могли сделать предыдущие правительства. И то, что турецкая демократия уверенно встала с колен, и создает вокруг себя пояс стабильности, не по вкусу многим на Западе.
- А если шире, то какой, на Ваш взгляд, будет дальнейшая внешняя и внутренняя политика Турции по итогам парламентских выборов?
- Полагаю, что курс страны не претерпит разительных изменений. Турция будет продолжать усилия для экономического развития внутри страны, усиливать свой экспортный потенциал, наращивать внешнеполитический сегмент с тем, чтобы окончательно застолбить за собой статус региональной державы. В этом направлении, как мне думается, можно ожидать, что Анкара вернется к актуализации предложенной ею платформы региональной стабильности и сотрудничества. Это важно для разрешения региональных проблем и конфликтов, а также выработки алгоритма по курдскому и армянскому вопросам.
- Каким Вы видите будущее азербайджано-турецких взаимоотношений?
В этом блоке Анкара понимает, что альтернативы дальнейшему укреплению отношений с Баку нет. Продолжение согласованной политики со стратегическим партнером может лишь возыметь рациональное для сторон значение в будущем. В этом плане и Анкара, и Баку испытывают прессинг инородных сил, которым импонирует иметь дело с легко управляемыми странами, которые без раздумий соглашаются на все предложения и проекты.
Сильная власть в таких государствах не на шутку беспокоит центры сил, которые привыкли всегда навязывать свое мнение и не выслушивать другие стороны. Собственно, по этой причине в последнее время западники и выражают так называемое беспокойство судьбой «кеамалистской» демократии в Турции или же судьбой прав личности и свобод в Азербайджане, о чем вы спрашивали ранее.
У Турции и Азербайджана есть комплекс схожих проблем и вопросов, есть все та же нагорно-карабахская проблема, есть видения относительно будущего региональных интеграционных проектов. Наращивание совместных усилий поможет двум странам создавать необходимые предпосылки для решения и внутренних, и региональных вопросов.
Акпер Гасанов