Айдын Бахмалов: «Попасть сегодня в первую команду нашей страны — дело не из легких»

Айдын Бахмалов. Если большинству из нас это имя мало о чем говорит, то в мире таэквондо нашего 18-летнего соотечественника знают многие.
По мнению специалистов, как наших, так и зарубежных, он «один из самых техничных и быстрорастущих бойцов» в своей весовой категории. Итак, знакомьтесь: семикратный чемпион Азербайджана, многократный призер международных турниров, чемпион Европы и мира среди юношей Айдын Бахмалов.
— Не скрою, приятно слышать о себе высказывания подобного рода. Приятно, что такое популярное издание, как «Бакинский рабочий» уделило мне внимание. Но я воспринимаю это, скорее, как аванс, нежели как констатацию факта. Я делаю вывод, что нахожусь на верном пути, поэтому буду тренироваться с удвоенной силой. Мне необходимо еще много работать над собой…
— То есть звездная болезнь вам не грозит?
— Абсолютно, нет. Истории мирового спорта известно немало случаев, когда спортсмены с поистине гениальными задатками так и остались в «перспективных» оттого, что, грубо говоря, вешали свои постеры на стену и занимались самолюбованием, совершенно забыв о тренировках.
— А чьи постеры висят у вас на стене?
— То есть, есть ли у меня кумиры? У меня их нет. Конечно, я просматриваю бои известных таэквондистов. Например, схватки двукратного олимпийского чемпиона — иранца Хади Саеи — или многократного чемпиона мира — американца Стивена Лопеса. Но никому подражать не стараюсь.
— Вы пришли в таэквондо из кикбоксинга?
— Да. Занимался кунг-фу, ушу-саньда, кикбоксингом, а в возрасте 11 лет пришел в клуб «Мусадо» и записался в секцию таэквондо к тренеру Мамеду Абдуллаеву. Он и по сей день является моим наставником и главным тренером сборной Азербайджана среди юниоров.
— Почему именно таэквондо?
— А почему бы и нет? Это красивый, динамичный, контактный вид единоборства.
— Тогда спрошу иначе: почему таэквондо версии WTF (World Taekwondo Federation), ведь вам после кикбоксинга ближе версия ITF (International Taekwondo Federation)?
— Да, намного ближе. Если убрать экипировку, то сразу и не отличить ITF от кикбоксинга. Но в Европе эта версия таэквондо как-то не прижилась, поэтому мой выбор пал на WTF, который к тому же входит в программу Олимпийских игр.
— Мечтаете попасть на Олимпиаду?
— Конечно. Любой спортсмен мечтает.
— Буквально два месяца назад вы дебютировали в составе взрослой команды на чемпионате мира.
— Да, в Южной Корее. Незабываемые впечатления. К сожалению, на этом мундиале от нас в какой-то мере отвернулась фортуна. У Илькина Шахбазова оказалась сломана рука, о чем он сам и не подозревал до выхода на татами. Рамин Азизов, по всем статьям обыгрывая иранца в полуфинале, споткнулся и получил удар в голову. Причем, его визави даже не помышлял об атаке, а просто, защищаясь, выбросил, не глядя вперед, ногу. Но самое большое впечатление на меня произвела сборная Ирана. Из восьми ее бойцов шестеро вернулись с медалями. Великолепный результат.
— Вы тоже считаете, что на сегодняшний день иранское таэквондо лучшее в мире?
— Одно из лучших, это безусловно. Школа у наших южных соседей очень сильная. Но и наше таэквондо высоко котируется в мире спорта. Вот наглядное тому подтверждение: в странах бывшего СССР только два чемпиона мира в этом виде спорта, и оба — из Азербайджана. Ниямяддин Пашаев среди взрослых и я — среди юношей. Не могу вспомнить соревнование, с которого наша сборная вернулась бы без медалей. И это при том, что количество участников в той же Южной Корее было около 1200.
— Чемпионат в Южной Корее был самым запоминающимся для вас?
— На сегодняшний день, да. Но у меня, как правило, остается в памяти последнее соревнование, стирая предыдущее.
— Физули Мусаев в интервью нашей газете сказал, что вы выступили неплохо на этом чемпионате и не были «мальчиком для битья».
— Да, я читал это интервью. Физули муаллим всегда поддержит и найдет нужные слова как до, так и после боя. Я проиграл во второй схватке и выбыл из борьбы, однако после беседы с ним не чувствовал себя проигравшим.
— Что он вам сказал, если не секрет?
— Сказал, что доволен моим выступлением, что дебют во взрослом чемпионате редко заканчивается на пьедестале почета, что надо работать над собой и набираться опыта.
— А что можете сказать о нашем внутреннем чемпионате?
— Очень сильный чемпионат. В среднем, в нем принимают участие до 600 спортсменов из разных регионов республики. Посмотрите на сборную Азербайджана — она укомплектована ребятами из разных регионов. Сильные школы таэквондо в Сумгайыте, Евлахе, Гусаре, Лянкяране. Попасть сегодня в первую команду нашей страны — дело не из легких. Конкуренция жесткая, порой по 6—7 кандидатов на одно место в каждой весовой категории.
— Ближайший турнир в вашем календаре?
— В следующем месяце я пойду служить в армию и уже в середине июля приму участие в чемпионате мира среди военнослужащих, который пройдет в Бразилии.
— Таэквондо единственное ваше спортивное пристрастие?
— Да, единственное. Изредка могу зайти в боксерский зал — потренироваться с грушей в нашем спорткомплексе. Я выступаю за «Нефтчи ИСМ».
— А футбол?
— Вы, наверное, удивитесь, но я равнодушен к футболу.
— Спасибо, Айдын, за интересную беседу.
Мурад МАМЕДОВ,
газета "Бакинский рабочий"