Бахрам Халилов: «На государственную службу приходят люди, которые любят свою страну и хотят достойно служить своему государству»
Интервью с председателем Комиссии по вопросам государственной службы при Президенте Азербайджанской Республики Бахрамом Халиловым.
— Бахрам муаллим, Президент Азербайджана Ильхам Алиев своим Распоряжением от 25 мая 2006 года объявил 23 июня профессиональным праздником госслужащих. Азербайджанские госслужащие уже в пятый раз отмечают этот знаменательный для них день. Хотелось бы узнать у вас, как у главы Комиссии, какие самые важные изменения претерпела эта сфера за прошедшие пять лет? Чего больше у нашего чиновника — успехов или проблем?
— День государственной службы ООН (United Nations Public Service Day — А.Я.) был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 2003 году. С тех пор он отмечается каждый год во всем мире как профессиональный праздник госслужащих. В Азербайджане госслужащие стали отмечать свой праздник с 2006 года со времени издания Президентом страны соответствующего Распоряжения. 23 июня текущего года не станет в этом плане исключением. Особо отличившиеся служащие получат государственные награды, некоторым из них будут присвоены квалификационные разряды. Чего мы смогли добиться в плане развития госслужбы в Азербайджане? Каковы наши достижения за эти 5 лет? Госслужба, как и другие сферы нашей жизни, не стоит на месте, развивается законодательство, вводятся новые законы, другие новшества, которые служат повышению уровня этого сектора, развитию человеческого потенциала. Работа, скажем, нелегкая, но почетная, так как любые изменения в государственном управлении в конечном итоге направлены на повышение благосостояния людей, на удовлетворение их чаяний и нужд. Что касается нерешенных задач, они всегда есть и по мере развития и движения вперед будут появляться очередные, новые, также требующие своего решения. Жизнь ведь не стоит на месте. Да и положительного в нашей работе тоже немало. В первую очередь, мы смогли наладить централизованный набор в более чем 200 государственных органов, и, оценивая результат нашей работы до сегодняшнего дня, могу сказать, что на госслужбу приходят люди достойные, которые любят свою страну, хотят поднять свой профессиональный уровень, совершенствовать навыки, достойно служить своему государству.
— Каков теперь уровень лиц, желающих работать на государственной службе? Вырос ли интерес к государственной службе?
— Да. Даже основываясь только лишь на статистических показателях, можно заметить, что со времени самого первого конкурса, который мы проводили, до последнего количество номинантов, подавших заявки на участие в конкурсе, значительно выросло. Хочу отметить, что конкурс проходит на прозрачной и объективной основе, тем самым у людей появляется вера, повышается доверие к государственной службе и госорганам. Люди должны верить, что они могут прийти и поступить на работу в этой сфере только и только благодаря своим профессиональным знаниям и личностным качествам. Все другие критерии, конечно же, должны быть устранены. Законодательство в области государственной службы постоянно развивается, периодически вводятся новшества, часть из которых направлена на заполняемость вакансий.
У нас сейчас проблема с заполняемостью вакансий.
Ведь к каждой позиции мы определили требования, и каждый претендующий на ту или иную должность гражданин Азербайджанской Республики должен этим требованиям соответствовать. Но мы не всегда довольны уровнем знаний претендентов. В Комиссию для приема на работу в органы государственной службы чаще всего обращается молодое поколение. Из всех лиц, которые прошли через наш конкурс и были номинированы на должность, более 60% составляет молодежь. Это выпускники вузов, прошедшие через прозрачный и централизованный конкурс и совершенно объективно занявшие соответствующие должности. В то же время очень много должностей в настоящий момент остаются вакантными.
— По каким специальностям существуют вакансии, к каким сферам они относятся?
— Можно сказать, что они есть практически во всех сферах. Я считаю, что уровень выпускников наших вузов должен быть выше. Да, у нас есть должности, к которым определены особые требования в виде наличия стажа, специальных знаний, условий работы и пр. Но есть и должности, к которым подобные требования не выдвигаются. И в этом случае для нас важен не столько профессионализм, сколько потенциал лиц, приходящих к нам для поступления на госслужбу, их умение раскрыть и развить свой потенциал в будущем. Мы хотели бы, чтобы уровень знаний наших молодых людей, их интеллект и кругозор были бы выше, но мы также желаем, чтобы наша молодежь была бы более самокритичной в оценке своих возможностей. Человек, который не относится к себе самокритично, не сможет развиваться и совершенствоваться. Весьма часто молодые кандидаты, которые приходят на собеседование, имеют достаточно завышенную самооценку. И если оценка комиссии, которая проводит собеседование, не соответствует их собственной, возникают проблемы. Они начинают сомневаться в объективности комиссии, предъявляют претензии по поводу ее предвзятости. В подобных случаях мы, с согласия наших номинантов, проводим запись интервью с ними, привлекаем к участию в собеседовании независимых экспертов по разным специальностям. У нас действует также Апелляционная комиссия, которая рассматривает поступающие туда жалобы.
— Ожидаются ли очередные нововведения при проведении экзаменов для приема на государственную службу?
— Изменения мы вводим регулярно — обобщаем, анализируем свой опыт, слабые стороны, существующие в системе приема, стараемся, чтобы вся процедура приема — от подачи документов до конечного озвучивания результатов — была бы прозрачной и объективной. Недавно мы объявили конкурс, и теперь прием будет осуществляться в режиме он-лайн. То есть кандидаты, желающие поступить на работу в государственные органы, будут представлять только заявление через Интернет с указанием своей специальности. Что изменилось? Раньше при подаче документов претенденты должны были собрать и представить целый ряд документов, включая справку о состоянии здоровья, копию диплома, копию трудовой книжки. Сейчас на первом этапе, когда они подают документы перед тестовыми экзаменами, мы требуем только лишь заполнения соответствующего бланка (формы) по Интернету. Остальные документы они уже не подают. Почему мы это сделали? Потому что у нас из тех людей, которые участвуют в конкурсе, первый этап проходят примерно 30%, а остальные 70%, которые также собирают эти документы, не могут пройти на второй этап, и все их труды по сбору документации оказываются напрасными. Сейчас эти документы будут подавать только те лица, которые прошли на второй этап конкурса. Тем самым мы экономим как свое собственное время, так и время наших кандидатов. К тому же для них это и экономия финансовых ресурсов. Некоторые документы должны быть заверены нотариально, потом надо подготовить копии документов, и все это делается не бесплатно. Некоторые претенденты приезжают из регионов, что также влечет за собой определенные расходы. Сейчас они могут спокойно подавать заявление, не выезжая в столицу. Мы ввели определенные новшества в тестовых экзаменах. У нас будет небольшой блок для определения уровня знаний азербайджанского языка. Анализируя итоги предыдущих конкурсов, мы пришли к выводу, что большинство кандидатов, даже те, которые обучались на азербайджанском языке, не владеют родным языком в совершенстве.
— Насколько актуальным при приеме на работу является знание иностранного языка, или все же важны квалификация и знание своей специальности? Существует ли жесткий возрастной ценз, является ли необходимым условием наличие опыта работы? (Ведь именно эти условия являются определяющими при приеме на работу в частные компании).
— Знание языка у нас в основном требуется для тех должностей, которые связаны с международной деятельностью в госорганах. Естественно, в этом случае знание иностранных языков является одним из основных требований к кандидатам. Что касается возрастного ценза, то такого требования у нас не существует. Он может быть применен только в том случае, если кандидат обратился к нам уже после 65 лет. Вы знаете, что согласно недавно произведенным дополнениям в Закон о госслужбе установлен возрастной лимит для лиц, работающих на государственной службе, — до 65 лет. Теперь — вопрос стажа. Наличие стажа по специальности мы требуем лишь в отношении определенных должностей, в зависимости от того, к какой категории они относятся. Если человек претендует на занятие должности заведующего сектором, то в этом случае, естественно, требуются стаж работы по специальности, определенные навыки, опыт. Здесь мы подходим дифференцированно. Я уже отметил, что в большинстве случаев к нам обращаются выпускники вузов, те, кто еще вчера сидел на студенческой скамье. Как раз для них созданы очень хорошие условия, вместе с тем, это прекрасный шанс сразу после института поступить на работу в государственные органы.
— Согласно изменениям, введенным в Закон «О государственной службе», срок пребывания достигших 65 лет госслужащих на государственной службе может продлеваться с согласия руководителя соответствующего органа исполнительной власти, притом лишь на год. Не будет ли это чревато субъективизмом, и могут ли госслужащие в случае недовольства обращаться в Комиссию?
— Да, решение о продлении договора с работником принимает руководитель государственного органа, но при этом дело каждого госслужащего будет рассматриваться индивидуально. Конечно, будут приниматься во внимание опыт специалиста, квалификация, успехи, достигнутые за время работы. Молодые кадры нужны. Но, вместе с тем, должны быть и опытные специалисты, которые могли бы поделиться своим опытом с молодежью. Но если все же будут случаи нарушения законодательства о госслужбе, то любой госслужащий вправе обратиться в Комиссию. Что касается вашего вопроса о субъективизме, я думаю, что руководитель госоргана при принятии решения всегда должен руководствоваться интересами возглавляемой им структуры, а не исходить из своих личных интересов и соображений. То есть каждый руководитель персонально отвечает за деятельность возглавляемого им госоргана, и в его интересах, чтобы этот госорган работал, как налаженный механизм. А когда присутствует субъективизм, то это, конечно же, сказывается на работе этой организации.
— Можно ли ожидать в ближайшее время сокращений в госструктурах в отношении лиц, которым уже за 65?
— Сокращение имеет место в случаях, когда та или иная позиция ликвидируется. В данном случае речь может идти лишь о расторжении договора с госслужащим, если ему уже 66, 67 лет и далее. Да и то, как я уже говорил, каждый подобный случай будет рассматриваться индивидуально, с учетом опыта, профессионализма, заслуг работника. К тому же у нас в стране хорошее пенсионное законодательство. Работник, если у него продолжительный стаж работы, он проработал много лет, будет получать пенсию, которая будет немного меньше его прежней заработной платы. То есть служащий, отдавший много лет работе в государственных органах во благо своей страны, будет иметь теперь хорошую возможность отдохнуть, понянчиться с внуками.
— За прошедшие годы законодательство в сфере госслужбы претерпело довольно большие изменения. Какие еще изменения в законодательство о государственной службе, по вашему мнению, должны быть внесены в обязательном порядке, и стоят ли они на повестке дня в ближайшее время?
— Эта процедура осуществляется постоянно. Наше законодательство в области госслужбы развивается, совершенствуется. Мы готовимся внедрить правила оценки деятельности госслужащих. Эта система направлена на то, чтобы развивать потенциал работников государственных органов. Мы будем оценивать сильные и слабые стороны госслужащих, для чего будут введены специальные критерии оценки. Это и добросовестное выполнение поручений руководства, правильное выстраивание отношений в коллективе, организованность, инициативность и др. Будем выявлять, какие тренинги необходимы для повышения квалификации сотрудников, занятых в госсекторе. Хочу подчеркнуть, что данная система ни в коем случае не будет иметь карательный характер, то есть не будет взысканий или увольнений, напротив, она будет направлена на развитие госслужащего, его карьерный рост.
— Наверняка, будет учитываться и этическое поведение госслужащих?
— Конечно же. Служебная деятельность будет рассматриваться в комплексе. Если госслужащий профессионал, но при этом его этическое поведение не соответствует нормам, естественно, это не может рассматриваться как позитивный факт.
— Как известно из СМИ, часть изменений, вводимых в законодательство о госслужбе, касается борьбы с коррупцией. Что делается Комиссией в направлении борьбы с коррупцией?
— В плане борьбы с коррупцией в Азербайджане проводится большая работа, принята Госпрограмма по борьбе с коррупцией. Что касается нашей сферы деятельности, то, как известно, существуют правила этического поведения госслужащих. Там также присутствуют нормы по противодействию коррупции. Считаю, что в борьбе с коррупцией главное — это прозрачность. Если деятельность госоргана прозрачна, то случаи коррупции можно предотвратить. Комиссия старается работать прозрачно, объективно, мы всегда открыты к сотрудничеству со всеми участниками гражданского общества. У нас есть собственный сайт, который в этом году занял первое место как лучший из всех других сайтов госорганов ввиду нашей оперативности предоставления пользователям всей необходимой информации. В номинации по оказанию электронных услуг мы заняли третье место в Азербайджане.
— Что вы могли бы сказать о зарубежных контактах Комиссии?
— 24—25 июня мы готовимся провести в Баку Международную конференцию с участием высокопоставленных делегаций из стран СНГ и Европы. Планируется прибытие в Баку представителей структур, ведающих вопросами госслужбы из зарубежных стран, примерно 5—6 государств будут представлены на уровне руководства ведомств. Впервые в Азербайджане пройдет такой представительный форум, касающийся именно вопросов развития госслужбы. Мы покажем другим странам наши достижения в этой области, они, в свою очередь, поделятся с нами собственным опытом. Список приглашенных обещает быть весьма представительным. Ожидается прибытие в Баку делегаций из Турции, Канады, Ирландии, Румынии, Украины, Грузии, не исключен приезд заместителя министра по вопросам безопасности и государственного управления Южной Кореи. В первый день конференции мы планируем провести презентацию деятельности Комиссии по вопросам госслужбы, если позволит время, то свою работу презентуют и представители аналогичных структур зарубежных стран. Затем состоятся обмен мнениями, дискуссии. А на следующий день пройдут заседания рабочих групп, которые при участии экспертов уже займутся рассмотрением конкретных вопросов, имеющих отношение к теме конференции. Помимо гостей, на форуме будут присутствовать и представители действующих в Азербайджане посольств зарубежных стран и международных организаций.
— Как осуществляется ведение реестра госслужащих?
— Мы продолжаем работать по этому вопросу. До сих пор в реестр внесены данные по более чем 12 тыс. госслужащим. Наличие показателей по возрасту работников, стажу, специальности и прочим параметрам позволяет нам правильно анализировать ситуацию и принимать необходимые решения, направленные на совершенствование нашей деятельности. Сейчас мы занимаемся подготовкой программного обеспечения реестра.
А.Я.