Станислав Тарасов «оставил» Карабах в составе Армении
БАКУ, 18 июл – 1NEWS.AZ
Когда у человека что-то валится из рук или получается очень плохо, то ему лучше этим делом не заниматься.
Это относится к графоману по теме Азербайджана, завсегдатаю армянского ИА РЕГНУМ Станиславу Тарасову, не прекращающему писать полную чушь о своей бывшей родине – Азербайджане.
Теперь он решил удариться в историю Азербайджана в абсолютно смешной для исторической науки манере «а дело было так».
Между тем, история – это наука, а не политологическая демагогия, куда нынче лезет каждый, кому не лень. История не терпит вольных интерпретаций, а основана строго на бесспорных фактах, вытекающих из источников. Если нет источников, значит, нет фактов. А если нет фактов, то это уже не история, а предположения.
На сей раз Тарасов решил «рассудить» посла Азербайджана в США Яшара Алиева и московского корреспондента газеты The Washington Post Уила Ингланда (http://regnum.ru/news/polit/1426214.html).
Независимое существование Азербайджанской Демократической Республики (АДР) в 1918-1920 гг. Тарасов назвал «так называемым», что само по себе вызывает некоторые сомнения в его политологическом (об историческом и речи не идет) профессионализме. Оставим эту очевидную по своей абсурдности вставку без комментариев.
Территорию Карабаха Тарасов назвал «спорной» и от себя приписал данное мнение международному сообществу. Мол, так решило международное сообщество. А как на самом деле решило то самое сообщество Тарасов даже не удосуживается изучить. Между тем «спорным» Карабах в 1918-1920 гг. не был, его принадлежность АДР признали не только союзники, но и сама Армения.
Несмотря на претензии на эту территорию, ни одного дня за всю историю своего существования правительство Армении не контролировало Карабах. Это неоспоримый факт! Даже неподконтрольный Еревану Андраник не смог продвинуться из Зангезура дальше в Карабах и был остановлен британцами рядом с селом Авдаллар с предписанием прекратить продвижение в сторону Карабаха, который вместе с Зангезуром должен был, по замыслу союзников, стать частью АДР (позднее англичане отказались от планов включения Зангезура в состав Карабахского генерал-губернаторства в составе АДР).
Перед лицом потери всякой надежды распространить влияние Армении на Карабах седьмой съезд Армянского Национального Совета Карабаха вынужден был признать область частью Азербайджана, и 22 августа 1919 года было подписано Соглашение с правительством АДР о вхождении Карабаха в состав этого государства. Назначенный правительством АДР и утвержденный британцами генерал-губернатор Карабаха Хосровбек Султанов стал не только формальным руководителем региона, но он осуществлял также и фактический, реальный контроль над всем Карабахом. По рекомендации генерала Томсона вхождение Карабаха в состав АДР было одобрено и признано также остальными союзниками.
Тем не менее правительство Армении не оставляло надежду заполучить Карабах, хотя официальные лица в Ереване все же неоднократно открыто признавали, что они не осуществляли ни фактического, ни формального контроля над регионом. Более того, контроль Еревана не распространялся даже на находящийся ближе к Армении Зангезур. Когда летом 1918 г. окопавшийся в Зангезуре армянский головорез и дезертир Андраник начал резню местных мусульман (азербайджанцев), генерал Халил Паша пригрозил правительству Армении акцией возмездия. В ответ премьер Качазнуни заявил, что его правительство не контролирует бандитов, как и весь регион. Он напомнил Халилу Паше, что Нури Паша, заявивший о включении всей Елизаветпольской губернии (в том числе Зангезура и Карабаха) в состав АДР, запретил Армении входить в Зангезур, и следовательно, Ереван не контролировал этот горный регион. А контроле Ереваном Карабаха речи и вовсе не могло идти. (см. Richard G. Hovannisian. The Republic of Armenia: The first year, 1918-1919. University of California Press, 1971., pp. 87-88).
В попытке добиться переподчинения Карабаха Армении правительство Качазнуни в ноябре 1918 г. пыталось заручиться поддержкой Грузии, на что Мдивиани ответил, что Тифлис мог бы, пользуясь своими связями в Европе, как-то помочь Армении с западными землями (в Турции), но с Азербайджаном все будет намного сложнее (Ibid., с. 99). Армения не осуществляла абсолютно никакого контроля не только над Карабахом, но даже над Зангезуром, в то время как генерал-губернатор Султанов, сидя в Шуше, полностью контролировал Карабах.
Историк Ричард Ованиссян, отец одного из лидеров партии «Наследие» Раффи Ованиссяна, в своей книге пишет, что «в соседних Зангезуре и Лори зарубежные фирмы имели медные рудники, однако они были бесполезны для Армении, так как были либо затоплены, либо же находились вне юрисдикции Армении» (Ibid., с. 131).
Когда в начале 1919 года британцы вывели Шарур и Нахчыван из под юрисдикции Армении, министр иностранных дел этой страны Тигранян отправил послание армянской делегации в Париже, в котором говорилось следующее: «Шарур и Нахчыван также отобраны у нас (хоть и временно) и превращены в британское военное губернаторство (по типу Карса); нас даже ограничили в праве держать войска за пределами Ведибасара, находящегося на нашей части границы. Карабах присоединен к Азербайджанскому генерал-губернаторству под британским патронажем» (Vratzian, Hanrapetutiun, pp. 219-220; Rep. of Armenia Archives, File 3/3).
Далек Тарасов от истины, когда пишет о том, что весной 1920 г. Карабах якобы находился под контролем дашнакской Армении. Действительно, 20 марта 1920 года карабахские армяне подняли вооруженный мятеж, напав на гарнизоны АДР в Ханкенди и устроив резню азербайджанских крестьян, справлявших в своих домах мирный праздник Новруз. Тарасова даже не смущает факт дислокации в «контролируемом Арменией» Ханкенди правительственных гарнизонов АДР. Не смущает его также сам факт мятежа – ведь если Армения, как пишет Тарасов, «контролировала» Карабах, то зачем армянам нужно было поднимать мятеж?!
Атака армян на Шушу, как известно, закончилась полным провалом, и вскоре мятеж был полностью подавлен. Существует мнение, что мятеж был инспирирован Советской Россией, чтобы заставить АДР для подавления восстания стянуть свои войска в Карабах и тем самым оголить северный фронт, чем немедленно воспользовалась бы стоявшая на границе с АДР XI Красная Армия.
Так что Карабах никогда «спорным» не был. Даже сама дашнакская Армения признавала, что в 1918-1920 гг. он входил в состав АДР. Все попытки дашнакской Армении получить Карабах закончились провалом. Об этом говорит даже Левон Тер-Петросян в интервью «Московским новостям»: «Впервые границы здесь очертил не СССР, а англичане в 1918-м году, когда от России отошли три государства Закавказья. Англия начертила границы Армении, Азербайджана и Грузии. Площадь Армении тогда была 55 тысяч кв. км. Азербайджан был почти такой же. В Армению тогда не входил Карабах. Нахичевань формально входила, но фактически Армения не имела там контроля» (http://www.mn.ru/newspaper_zoom/20110623/302712754.html).
Тарасов противоречит самому себе. Сперва он пишет, что Москва обещала Еревану «оставить» Карабах в составе Армении, а затем сам же цитирует решение Кавбюро об ОСТАВЛЕНИИ Карабаха в составе Азербайджана. Ни о каком «оставлении» Карабаха в составе Армении Москва никому не обещала. Как уже отмечалось выше, история основывается на фактах, а факты вытекают из источников. Нет источников – нет фактов, нет фактов – нет истории. Если Тарасов не в состоянии привести источник, в котором говорится об «обещании большевиков оставить Карабах в составе Армении» (а он не в состоянии это сделать, мы это знаем!), то остается лишь посоветовать ему продолжать заниматься политологической демагогией, но не лезть в историческую науку, о которой он имеет минимальное представление.
Надеемся, что ему также понятно, что нет и не было в природе документа, подтверждающего пропагандистский тезис о «передаче Сталиным в 1921 году Карабаха от Армении Азербайджану».
Если после всего вышесказанного он по-прежнему считает, что Уил Ингланд в статье в The Washington Post «не допустил никаких искажений», то это уже тяжелый случай...
1news.az