Дмитрий Поликанов: «Избрание непостоянным членом СБ ООН – свидетельство большого доверия к Азербайджану»
Интервью 1news.az c вице-президентом ПИР-Центра политических Исследований, председателем Международного клуба «Триалог», российским политологом Дмитрием Поликановым
- Что даст Азербайджану избрание непостоянным членом СБ ООН?
- Очевидно, что избрание непостоянным членом СБ ООН – свидетельство большого доверия со стороны международного сообщества. Доверие, которое нужно оправдывать выдвижением новых инициатив и предложений глобального, а не только регионального характера. Вдвойне символично, что Азербайджан – светское государство с мусульманским населением, молодая демократия - представляет Европу. С другой стороны, понятно стремление любой страны использовать международную площадку для продвижения своих национальных интересов. Для Баку это, конечно, возможность убедить мировое сообщество (в кулуарах ООН и на открытых площадках) в правильности своей позиции по Нагорному Карабаху.
- Накануне регион посетили сопредседатели МГ ОБСЕ. В Баку и Ереване они говорили о новых подходах к урегулированию карабахского конфликта, а также представили сторонам ряд предложений по укреплению атмосферы доверия. В чем могут заключаться предложения?
- Официально предложения не разглашались, за исключением ранее озвученной инициативы по совместному расследованию инцидентов. Тот факт, что МГ ОБСЕ не конкретизировала в своих документах «идеи» по укреплению атмосферы доверия, говорит о скорее об их неприятии сторонами. Потому что в противном случае это можно было активно распиарить в качестве очередного мини-успеха посредников. Но то, что Азербайджан и Армения нуждаются в совместной программе по укреплению атмосферы доверия, которая предусматривала бы широкий спектр активности на уровне и государств, и поддержанных ими институтов гражданского общества – это очевидно. Без такой программы ожидать, что переговорный процесс сдвинется с мертвой точки нереально.
- Когда следует ожидать очередной трехсторонней встречи представителей РФ, Армении и Азербайджана?
- Предвыборная ситуация закончится 4 декабря, поэтому в декабре есть возможность для проведения такой встречи. Теоретически она может пройти на полях неформального саммита СНГ - ведь в декабре будет отмечаться 20-летие Содружества. Главное, чтобы к этой встрече был достигнут хоть какой-то минимальный промежуточный прогресс, который можно было бы зафиксировать и предъявить публике. Для президента Медведева это было бы важным итогом уходящего года. Но пока есть опасение, что такого прогресса достичь будет довольно сложно.
- Стоит ли ожидать изменения вектора внешней политики РФ в ближайшее время?
- Судя по последним заявлениям Владимира Путина, он намерен всерьез взяться за реализацию российской политики на постсоветском пространстве и развитием евразийской интеграции. Пока Армения и Азербайджан находятся на периферии этих планов. Однако если фокус российских внешнеполитических приоритетов сместится на территорию бывшего СССР, то в орбиту попадут и «замороженные конфликты», которые необходимо будет разрешать. Прежде всего, для обеспечения того же интенсивного экономического развития. Поэтому интерес России к карабахскому урегулированию сильно снижен не будет.
- Как можете оценить недавней визит в регион президента Франции Николя Саркози? Можно ли считать, что на время выборов в России (парламентских и президентских) самым активным посредником среди сопредов МГ ОБСЕ станет Париж?
- Не думаю. Франция пытается претендовать на эту роль, однако это скорее соображения личного престижа для президента Саркози, который недавно «укрепил» свой международный авторитет «убедительной» победой над режимом в Ливии. Я думаю, что вне зависимости от выборов все три посредника будут стараться играть равномерную роль в процессе урегулирования. Тем более, что выборный период в России (в отличие от США) обычно не затрагивает вопросы внешней политики и минимально влияет на ее реализацию.
Гамид Гамидов (Москва, Россия)