Противостояние Иран-США: атом мира или войны? | 1news.az | Новости
Точка зрения

Противостояние Иран-США: атом мира или войны?

09:32 - 26 / 11 / 2011
Противостояние Иран-США: атом мира или войны?

Последние события вокруг иранской ядерной программы вновь обострили международную повестку дня, связанную с этой страной.

В первых числах  ноября СМИ обнародовали  детали доклада, подготовленного Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) по иранской ядерной программе.

По опубликованным в СМИ материалам следует, что агентство пришло к выводу, что ядерная программа Ирана носит военный характер и направлена на создание оружия массового поражения. Эксперты агентства также пришли к выводу, что Иран находится «в продвинутой стадии разработки ядерного заряда».

Ситуация вокруг иранской ядерной программы обострилась после того, как 11 февраля 2010 года президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран произвел первую партию обогащенного до 20% урана и обладает потенциалом для производства урана с более высокой степенью обогащения.

Он также сообщил о планах утроить производство низкообогащенного урана. Мы уже касались темы иранской ядерной программы в статье «Противостояние Иран-США», которая была опубликована после принятия 9 июня 2010 года Советом Безопасности ООН санкции под номером 1929 против Ирана в связи с его ядерной программой.

Основное  заключение  статьи было следующее: введение санкций Советом Безопасности ООН имеет цель привести Иран к легитимизации своей ядерной программы с приостановлением процесса обогащения урана на своей территории. Однако реакция Тегерана на эти санкции такова - приведу высказывание президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, который назвал новые санкции ООН бесполезными, сравнив их с «назойливыми мухами» и заверив, что Иран продолжит развивать ядерную программу. Таким образом, в свете отношения Тегерана к санкциям, силовое решение проблемы вполне реально. Но это в относительно долгосрочной перспективе». 

После опубликования нового доклада МАГАТЭ в ноябре 2011 года мы остаемся при своем мнении, что перспектива военного разрешения иранской ядерной программы реальна, и долгосрочная перспектива сменяется уже среднесрочной,  горизонт прогноза 2012-2013 годы. Вопросом лишь является: кто нанесет удар по Ирану первым (в списке кандидатов несколько стран - прим. авт), если кризис вокруг ядерной программы Ирана не будет разрешен мирным способом.

Хотелось бы отметить, что самый оптимальный  способ разрешения иранской проблемы лежит не через санкции, которые не решают проблему, а через переговоры и договоренности. На основе  переговоров могут быть достигнуты результаты, по которым Тегеран свертывает свою ядерную программу взамен  гарантий безопасности и нормализации отношений с Западом и снятия всех санкций против Ирана.

Но как показывают события, стороны далеки от  такого решения ядерной программы Ирана. Запущены средства подготовки военного исхода проблемы. Не последнюю роль здесь играют СМИ, через которые с одной стороны ведется информационное давление на Иран, с другой происходит  подготовка общественного мнения Запада к тому, что война с Ираном справедлива и исходит из блага и безопасности всего мира, и является единственным способом решения иранской ядерной проблемы.

Мало кто из серьезных экспертов сомневается в том, что Запад убежден, что  Иран ведет разработки не только мирного атома, но и ядерного оружия. Перед мировыми державами в данный момент стоит дилемма не того - мирная ли ядерная  программа у Ирана или носит военный характер, а главный вопрос в том,  что с этим делать, и  как не дать Ирану войти в клуб ядерных держав с черного входа. Но среди мировых держав нет единой позиции по данному вопросу.

В свете последнего доклада МАГАТЭ, ведущими западными государствами ставится вопрос о новых более жестких санкциях против Ирана. Канцлер Германии Ангела Меркель высказалась за урегулирование конфликта вокруг ядерной программы Тегерана дипломатическими средствами, она подчеркнула, что Германия могла бы внести свой вклад в этот процесс.

Меркель также отметила, что особое значение в этой ситуации приобретают санкции против Ирана. В свою очередь министр иностранных дел Франции Ален Жюппе, выступающий за ужесточение санкций против Ирана, но не поддерживающий военные акции, заявил, что Франция вместе со своими союзниками готова ввести «беспрецедентные санкции» против Тегерана. Жюппе также сказал, что его страна хочет созвать заседание Совета Безопасности ООН. «Мы не можем согласиться с такой ситуацией, которая является  угрожающей», - заявил министр радио RFI.

Британский министр иностранных дел Уильям Хейг отметил, выступая в Палате общин, что «не исключается ни один вариант», касающийся карательных санкций против Ирана. Глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Кэтрин Эштон заявила, что выводы, содержащиеся в докладе ООН, «убедительно указывают на наличие в Иране полномасштабной программы по созданию ядерного оружия». Более спокойно на доклад МАГАТЭ реагирует Россия. 

По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова,  «военного решения иранской ядерной проблемы не существует», Россия полагает, что единственным путем для снятия всех вопросов является создание условий для возобновления переговоров между «шестеркой» (группа стран переговорщиков по иранской ядерной программе, куда входят Россия, КНР, США, Франция, Великобритания, Германия - прим. авт.) и Ираном. Ни Россия, ни Китай, как постоянные члены Совета Безопасности, обладающие правом вето, на данный момент не поддерживают введение новых санкций против Ирана.

На конференции АТЭС, проходившей  в  Гонолулу с 11 по 13 ноября сего года, президент США Барак  Обама попытался заручиться поддержкой России и Китая в вопросе ужесточения санкций по Ирану.

Президент США на полях конференции АТЭС встретился  с российским президентом Дмитрием Медведевым и с китайским председателем Ху Цзиньтао.  Впоследствии Ху Цзиньтао даже не упомянул Иран, а Медведев ограничился заявлением о том, что говорил с Обамой об Иране.

Что касается доклада МАГАТЭ, то если вчитаться в него, то станет ясно, что там нет ничего нового.  Об этом,  выступая перед журналистами после саммита АТЭС, заявил и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров: «Последний доклад гендиректора МАГАТЭ не содержит ничего нового.

Он лишь вновь подтверждает, что по некоторым темам, которые называются «предполагаемые военные исследования», Иран до сих пор не дал необходимых разъяснений».

Следует отметить, что Европа сейчас не готова к войне. Ни одна страна, по большому счету, не хочет нести политические и финансовые издержки за иранскую кампанию, учитывая тот фактор, что операция против Ливии только недавно завершилась, а новый  финансовый кризис набирает обороты. Это видно и по мнениям представителей ведущих западных государств, приведенным выше.

Доклад МАГАТЭ  в данной ситуации используется как инструмент для продвижения Западом новых санкций против Ирана в Совете Безопасности ООН. Но, учитывая позицию России, которая на данный момент категорически против новых санкций по Ирану, западным странам не удастся ввести глобальные санкции на уровне Совета Безопасности ООН, а придется ограничиться односторонними  санкциями со стороны  ЕС и США. 

На этом фоне в журнале Der Spiegel выходит интервью с  министром иностранных дел Ирана Али Акбаром  Салехи, в котором на вопрос  Der Spiegel:  «Несмотря на вашу критику, в этом докладе содержится угроза применения нового раунда санкций. Вы действительно считаете, что люди в вашей стране будут готовы смириться с усиленным экономическим бойкотом?», - Салехи отвечает, -  «Это те неудобства, которые мы готовы принять.

У нас за плечами история в три тысячелетия, и поэтому 30 или 50 лет,  прожитых в условиях действия эмбарго, представляются всего лишь сноской в конце страницы. Мы не откажемся от своей независимости и будем продолжать работать над нашей гражданской ядерной программой. По этому вопросу существует значительное единодушие как внутри нашего руководства, так и среди народа».

Далее Der Spiegel задает вопрос: «Любой человек, знакомящийся с последним докладом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), не может не задать вопрос о том, сколько еще времени потребуется Ирану для того, чтобы завершить работы по созданию своей первой атомной бомбы?».

На это Салехи отвечает: «Лидер нашей революции Аятолла Хаменеи издал «фетву» - правило в соответствии с религиозным законом, - в которой он определяет ядерное оружие как неисламское. Оно является «харам», то есть запретным, и это означает, что ядерное оружие не играет никакой роли в нашей оборонной стратегии. Это и есть правда, а все остальное – пропаганда».

От себя отметим, что  западные СМИ нагнетают обстановку, подводя ее как минимум к новым санкциям и как максимум к военной операции против Ирана. Вот что передало агентство Ассошиэйтед Пресс по поводу доклада МАГАТЭ: «Из доклада МАГАТЭ следует, что Иран тайно добывал оборудование и документацию, необходимые для создания ядерного оружия, проводил испытания взрывчатых веществ и детонаторов.

Осуществлял компьютерное моделирование ядерной боеголовки, готовился к испытанию ядерного заряда, а также проводил опытно-конструкторские работы по установке ядерного боеприпаса на ракету средней дальности «Шахаб-3», которая способна поражать цели на территории наиболее вероятного противника Ирана - Израиля».

На первый взгляд, что это, как  не подталкивание к военной операции Израиля против Ирана, который заявлял о том, что государство Израиль должно быть стерто с лица Земли? Еще до этого массового распространения информации по докладу МАГАТЭ в начале ноября президент Израиля Шимон Перес в эфире местного телеканала Channel Two заявил: «Разведслужбы различных стран все чаще предупреждают свое руководство, что времени осталось немного». Эти слова стали реакцией президента Переса на публикации в израильских СМИ о том, что премьер-министр Нетаньяху пытается заручиться поддержкой большинства министров для проведения военной операции против Ирана. В это же самое время официальный представитель Пентагона, выступая в Вашингтоне, заявил, что Иран представляет в данный момент «наибольшую угрозу» для США на Ближнем Востоке. 

По данным,  которые сообщила британская The Telegraph со ссылкой на информированные дипломатические источники, Израиль не будет предупреждать власти США о нанесении превентивного удара по иранским ядерным объектам в случае, если правительство страны примет такое решение. По информации издания, Бараку Обаме, который потребовал, чтобы перед атакой Белый дом получил специальное уведомление, было категорически отказано в предоставлении гарантий. Эти «утечки» на самом деле есть один из способов нагнетания обстановки и давления на Иран через СМИ.

Угроза войной есть крайний метод дипломатии. Если раньше США  сами открыто использовали этот метод (дипломатии) для давления на Иран, например  при  администрации Буша говорилось о готовых планах нанесения удара по Ирану, то сейчас США в лице администрации президента Обамы очень осторожны в заявлениях о нанесении превентивного  удара по Ирану. Вместо США с заявлениями о превентивном ударе  выступает стратегический партнер США на Ближнем Востоке Израиль.

Этот момент очень важен с точки зрения анализа существующих на данный момент реалий. В политике США начали прослеживаться тенденции смены тактики и стратегии по отношению к военным операциям.

Пример  смены тактики можно было  проследить по недавним событиям вокруг Ливии при реализации очень уж широкой трактовки резолюции Совета Безопасности о введении бесполетной зоны над территорией Ливии и рядом других мер, направленных на защиту гражданского населения от насилия, когда США, после первоначального этапа, передало командование операцией под руководство НАТО.

В Ливии режим Каддафи пал не без помощи внешних сил, но первую скрипку играли там не США, а другие партнеры Штатов по коалиции. Видимое ли дело, что США не в первых рядах стран, несущих свободу и демократию угнетенным народам?!

Причины здесь кроются в недовольстве граждан Соединенных Штатов в связи с той ролью  и участием США  в военных операциях далеко за пределами границ Америки - об этом будут приведены данные в будущих статьях. С  другой стороны причина в кризисе, охватившем экономику США. Соединенным  Штатам сейчас не до распыления своих средств, да и выборная кампания  по переизбранию  Барака Обамы на второй президентский срок началась летом 2011 года.

То же самое «отстранение», но уже в стратегическом аспекте, произошло и в событиях с волнениями в Бахрейне в феврале-марте этого года, когда  мусульмане-шииты (70% жителей королевства) восстали против своего монарха, принадлежащего к суннитам. Здесь было противостояние не только между протестующими против королевской власти и королевским домом Бахрейна, но и то, что  в  маленьком королевстве на побережье Персидского залива сталкивались интересы Ирана и США. Ирана как Исламской Республики, являющегося крупнейшим  центром, где проживают  шииты, и США, у которых в  Бахрейне базируется 5-й флот ВМС США, и где расположена крупнейшая военно-воздушная база  США  в Персидском заливе.  Именно с этой базы осуществляется слежение за всем, что происходит в Иране. В Бахрейне национальные интересы США подпали под угрозу в период волнений против монарха этой страны, которого поддерживает администрация США.

Естественно, если бы волнения переросли бы в революцию, как это было в Тунисе и  Египте, то  это могло бы привести к радикальной смене политического режима в Бахрейне, к власти пришли бы проиранские силы, и судьба базы США была бы предрешена (события в Бахрейне имели свою специфику, которая кардинально отличала их от событий в Тунисе и Египте - прим. авт.).

Противостояние в Бахрейне с молчаливого согласия США было подавлено при помощи Совета стран персидского залива,  куда входят Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн Оман и ОАЭ.

По решению Совета сотрудничества контингент войск в 500 человек из ОАЭ и 1000 человек из Саудовской Аравии  был введен в Бахрейн для стабилизации обстановки (при этом, как и в тактическом, так и в стратегическом отношении перемены в подходах США носят только видимый характер, контроль за ситуацией остается у Штатов - прим. авт.).  

Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни в те дни  призвал страны Персидского залива проявить сдержанность, отметив при этом, что Соединенные Штаты не считают интервенцией ввод в Бахрейн иностранных подразделений. США, несмотря на прямую  угрозу своим национальным интересам в Бахрейне, заняли позицию наблюдателя, который контролировал ситуацию и в случае надобности вмешался бы в процессы, происходящие в Бахрейне. А так мусульманские страны сами же и подавили волнения в другой мусульманской стране.

При этом  арабский и мусульманский мир приняли эти события без особых волнений, а западный мир сделал вид, что все в порядке вещей. А если представить гипотетически, что это сделали бы Штаты, оказав в той или иной форме поддержку своему союзнику в лице правящего дома Бахрейна, то это подорвало бы и так сильно пошатнувшееся среди народов Ближнего Востока влияние США. Комментарии излишни. Этот эпизод очень важен с точки зрения возможного развития событий вокруг Ирана и его ядерной программы, а именно с точки зрения той  стратегии, которая может быть применена США при варианте военного удара по Ирану. 

Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы отметить следующее. Информационное обеспечение в подготовке новых военных действий и запугивание мировой общественности ядерной угрозой Ирана идет полным ходом и напоминает начало 2000-х годов, когда мир пугали режимом Саддама Хусейна и тем, что у Ирака есть химическое оружие. Чем это окончилось -  известно.

Что касается  нынешнего  доклада МАГАТЭ, то по большому счету нового там ничего нет. СМИ обнародовали  специфические элементы, которые были известны главам государств и ранее.  Как пишет в связи с докладом  МАГАТЭ  «Эксперт Online» в материале  «МАГАТЭ дает утечки»: «Уникальность нынешнего доклада МАГАТЭ в том, что он построен на данных, собранных не только инспекторами агентства, легально работавшими на территории Ирана, но и спецслужбами зарубежных стран. Об этом «Эксперту Online» сообщил осведомленный источник, ознакомившийся с содержанием документа и пожелавший остаться неназванным. По его свидетельству, информация, представленная разведками, собрана в контексте, «очень напоминающем иракский»,  времен подготовки военной кампании против Саддама Хусейна».

Вопрос противостояния Ирана и США - это не только вопрос иранской ядерной программы и последних 10 лет. Иранская ядерная программа есть результат противостояния Ирана и США. Иранская ядерная программа является мерой, которой режим Исламской Республики Иран пытается защитить свою систему государственного устройства.

Корни  противостояния этих стран уходят в конец 70-х годов 20-го века и  ведут свой отсчет со времени победы Исламской революции и прихода к власти в Иране сил во главе с  Аятоллой Хомейни в 1979 году. С этого момента Иран столкнулся с неприятием своего политического и  идеологического  режима со стороны Европы и США. Об этом подробно мы писали ранее.

Ответ на вопрос - атом мира или войны -  содержится в иранской  ядерной программе, и, по нашему мнению,  лежит где-то посередине. Иранская ядерная программа - это практические исследования в области энергетики, связанные с обогащением урана в мирных целях, когда низкообогащенный уран служит топливом для атомной станции.

Чего опасается Запад, так это того, что работы по обогащению урана могут вывести на создание ядерного оружия, когда обогащение урана будет доведено до 90%.

То есть, процента достаточного для создания оружейного урана и ядерной  бомбы. Возможная перспектива обладания Ираном таких технологий открывает горизонты новой большой войны.

Как идет подготовка удара по Ирану, чьими «руками», возможно, будет произведен первый удар в случае войны, об этом подробнее в продолжении.

Продолжение следует…

Эльдар Мусеибзаде

Политолог, эксперт в области стратегического анализа и разработок системных концепций

Статья отражает точку зрения автора

Поделиться:
7769

Последние новости

Все новости

1news TV