Раин Султанов: «Менять образ жизни точно не собираюсь» - ФОТО
Формула успеха джазового музыканта Раина Султанова.
Раин Султанов – талантливый саксофонист, виртуоз, признанный коллегами и ценителями джаза. Своей непревзойденной игрой он способен украсить любое мероприятие, своей энергией заразить не только искушенного меломана, но и простого обывателя. С удовольствием слушаю его Tale of My Land, Footprints, Mugham Megham…
Замечательный человек и гениальный импровизатор, которого знают не только в Азербайджане, но и далеко за его пределами. Не это ли самое большое достижение для любого творческого музыканта?
- Вы недавно вернулись из Индии, где приняли участие в международном этническом фестивале. Какие у вас впечатления? С какими ощущениями вернулись оттуда?
- Впечатления самые фантастические (улыбается). Фестиваль был очень красочным и нашему трио: Ясефу Эйвазову, Руслану Гусейнову и мне все очень понравилось. Мы пробыли несколько дней в городе Калькутта и за это время в рамках фестиваля дважды выступили и даже дали мастер-класс. Фестиваль проводится впервые в Индии, поэтому он вызвал интерес у культурной общественности страны. Выступление нашего коллектива было встречено с большой теплотой и аплодисментами. Самый запоминающийся момент – гала-концерт, который состоялся в последний день фестиваля в красивейшем архитектурном храме Birla Sabhaghar.
- Как часто ездите на фестивали? Подобный ритм жизни вас устраивает?
- Приглашений получаю немало, но принять участие во всех мероприятиях даже при всем желании не получается. Как вы знаете, все эти поездки требуют финансовых затрат. По возможности ездим своими силами, но также нередко поддерживает Министерство культуры и туризма, за что очень благодарен им. Кстати, буквально на днях я получил приглашение выступить с сольным концертом в Токио. Принимающая сторона, конечно, создаст все необходимые условия, но мы тоже должны приложить немного усилий, чтобы этот концерт состоялся. Надеюсь, что у меня все получится.
Признаться, сейчас уже меня не привлекает большое количество поездок, среди которых бывают и не по назначению. В молодые годы я часто ездил, например, выступая в составе коллектива «Ашуги». Мы гастролировали по всему Союзу. А потом уже со своим коллективом по Европе, Азии. Сейчас мне хочется проводить больше времени в спокойной рабочей обстановке у себя в студии и, конечно же, с семьей.
- В каких музыкальных коллективах вам довелось работать?
- Работал в Государственном театре песни по приглашению самого Рашида Бейбутова, в государственном оркестре «Гая» Теймура Мирзоева, был солистом эстрадно-симфонического оркестра Азербайджанского государственного телерадио под управлением Фаика Суджаддинова…
- Не могу не спросить вас, какие воспоминания связаны у вас с этими людьми? Кто был вашим первым учителем?
- Я думаю, что мне повезло с самого начала, когда в музыкальной школе я впервые познакомился с прекрасным педагогом Чингизом Бабаевым. И, наверное, его уважительное и внимательное отношение ко мне способствовало моему творческому развитию. Далее мне было интересно работать с Поладом Бюльбюльоглы. Я многому научился в этом составе. Большое впечатление на меня произвели Рашид Бейбутов, Рафик Бабаев. Все эти люди в разные годы моей жизни оказали на меня огромное влияние. Я могу считать их моими учителями.
- Вы выросли в творческой семье, и ваш творческий путь, наверное, был определен еще в детстве?
- Музыку любил с детства, правда, она была не единственным моим увлечением. С раннего детства я посещал кружок рисования и подавал, как говорили, большие надежды. Но после того как мой педагог уехал, я перестал ходить на уроки и, в конце концов, полностью забросил рисование.
В 14 лет братья порекомендовали мне поступать в музыкальную школу на класс кларнета. За три года я смог завершить обучение в пятилетней музыкальной школе. Я сдавал экзамены экстерном, занял первое место на конкурсе среди школьников. В 17 лет старший брат купил мне сопрано саксофон. А потом все пошло своим чередом…
- Какие впечатления у вас остались от работы в джаз-центре?
- На должность управляющего джаз-центра меня пригласил Нури Ахмедов. Скорее всего, это произошло после того, как я издал книгу «Антология джаза в Азербайджане», которую он помог выпустить. Я с большой охотой включился в новое дело – создание полноценного центра джаза. У меня было много идей, начиная от выпуска журнала, заканчивая организацией фестивалей. Но эта работа была не из легких, так как пришлось начинать практически с нуля. И дело пошло. Мы стали организовывать большие фестивали, выпускать журнал, очень много концертов, словом появилось именно то место, где был и жил джаз.
- Организованные вами фестивали пользовались большой популярностью…
- Фестивали Baku Jazz 2005 и Baku Jazz 2006 - моя гордость. До меня джазовые фестивали проводил American Voice, но когда последний их фестиваль потерпел неудачу в 2004 году, они были вынуждены приостановить свою деятельность. Через год после этого мы стали организовывать джаз-фестивали своими силами. Конечно же, в этом нам оказывали поддержку Министерство культуры и туризма, Фонд «Друзья культуры», посольства, были спонсоры. Нам удалось пригласить в Баку такие имена как Эл Джерроу, Херби Хенкок, Джо Завинул, Грег Озби и многих других. Все это было значимо для меня.
- Думаю, это был хороший опыт, который может еще пригодится вам …
- Несомненно (улыбается). Теперь я отлично разбираюсь в организации, и для меня абсолютно не составит труда вновь провезти какой-нибудь грандиозный фестиваль. Кроме того, я имею практику создания и, если можно так выразиться, раскручивания проектов.
- Как вы находите выход из сложных ситуаций? Какие способы для этого используете?
- В школе, чем больше я занимался, тем больше я шел вперед и получал взаимопонимание от инструмента. Я получал удовольствие от игры на саксофоне. Но, конечно, были моменты, когда у меня что-то не получалось, как бы я ни старался. Тогда я бросал инструмент, и, успокоившись, ходил его ремонтировать (смеется). Это, конечно, шутка.
Расскажу маленькую историю. В музыкальную школу я пошел учиться вместе со своим другом детства. Он тоже хотел научиться играть на кларнете. Так получилось, что он начал заниматься раньше, чем я, и уже у него стало хорошо получаться, а так как я начал чуть позже, то, естественно, от него отставал. Я злился на себя, что не могу играть также как он. Но прошло немного времени, и я стал опережать его.
Я до сих так выхожу из сложных ситуаций: прилагаю больше усилий для их решения. Безусловно, всегда есть выход, а какой, подсказывает сердце.
- Чем вас привлекает саксофон? Почему вы решили начать играть на этом инструменте?
- Даже не знаю (улыбается)… Саксофон со мной с детства. Во мне он всегда вызывал восхищение, красоту и целостность. Словами сложно объяснить. Как символ музыки для меня, джаза.
- Какую музыку предпочитаете слушать на досуге, для души?
- Классическую, этническую музыку, всякую красивую на мой взгляд. Очень люблю Яна Гарбарека, Майкла Брекера, Кейта Джаррета.
- Скажите, а как живется музыкантам в Азербайджане?
- Нормально живется. Безусловно, есть проблемы, как и у всех, но они разрешимые. Нам, например, нужны помещения для репетиций, занятий, полноценные помещения для того, чтобы просто собираться, сцены и так далее. Нужны места работы, такие как оркестры. То есть постоянное место работы, стабильность.
- Знаю, что вы любите проводить время со своими детьми. И даже нашу встречу пару раз откладывали именно по той причине, что вам нужно было присмотреть за ними, отвести в школу, погулять…
- (смеется). Да, я хороший папа. У меня растут двое детей. Дочке – 5 лет, сыну – 11. Я очень люблю своих детей, супругу. Мой смысл жизни в них. Даже музыка в какой-то степени им уступает.
Любим отдыхать вместе на даче. Там наш маленький рай.
- Расскажите немного о детях. Какие они?
- О них я могу говорить часами. Дочурка уже проявляет интерес к музыке, сыну больше интересны фильмы, техника. Мы всегда с супругой Лейлой хотим огородить их от негатива. Нам хочется, чтобы они жили в своем детском мире без забот и проблем. Поэтому, например, сын до недавних пор верил в Деда Мороза.
- Кем бы вы хотели видеть своих детей, когда они вступят в самостоятельную жизнь?
- Важно не заставлять ребенка делать то, что хочется нам. Задача родителя – направить, помочь, но дать свободу действий. Мне бы хотелось, чтобы мои дети сами выбрали себе профессию и любили ее так, как я и их мама.
- У меня такой вопрос: как уживаются два творческих человека в одной семье?
- У нас есть взаимопонимание, это важно!
Лейла по профессии физик. Раньше она преподавала в 23-й школе. Когда появился первый ребенок, она ушла с работы. Начала заниматься дизайном, у нее хорошо получалось, и она решила уже всерьез заняться этим делом. При джаз-центре она выпустила первый джазовый журнал в Баку Jazz dünyasi. Сейчас наряду с этим журналом она также является редактором журнала Culture. Я всегда видел в ней особый талант и хотел, чтобы она могла самореализоваться. Сейчас я вижу ее успехи и горд за нее. Возможно, когда-то меня в ней и привлекли именно эти сильные качества…
- Друзья – это только музыканты?
- Я не могу сказать, что у меня есть очень близкие друзья, с кем я ежедневно вижусь и общаюсь. Зато всегда окружают прекрасные талантливые и интересные люди.
- Чем бы вы хотели заниматься в жизни, если бы не выбрали этот путь?
- Мне сложно ответить на этот вопрос, потому я никогда об этом не думал. Наверное, стал бы путешественником, кладоискателем (смеется).
- Каким вы видите свое ближайшее будущее?
- Менять образ жизни точно не собираюсь. Меня все устраивает (улыбается).
Сейчас я работаю над новым альбомом, который, я думаю, будет очень интересен тематикой и составом. В следующем году хочу уже традиционно принять участие в международном джазовом фестивале-ярмарке в Бремене. На этот раз мы представим на мировой арене наш джаз в широком спектре. На мой взгляд, это важное событие, оно поднимет рейтинг джазовой культуры Азербайджана.
- Считаете себя успешным человеком?
- Думаю, я могу сказать о себе так. Только нужно успеть еще многое сделать, реализовать свои силы и идеи.
- Поделитесь тогда формулой своего успеха?
- Любовь, вера в себя и, конечно, в Бога.
Беседовала Ругия Ашрафли
Фото Тофика Бабаева