Рамин Байрамов: «Сегодня все мусульмане Грузии в рамках УМГ могут защищать свои интересы»
Интервью с депутатом парламента Грузии Рамином Байрамовым.
- Уже давно стало привычкой называть диаспорой азербайджанцев, являющихся коренными жителями Грузии. Каково ваше отношение к этому?
- Следует помнить, что азербайджанцы Грузии испокон веков жили на этой территории, в связи с чем попытки именовать их сегодня азербайджанской диаспорой Грузии крайне ошибочны и опасны. Зачем тогда это делают определенные политики или общественные деятели? Наверное, у них есть какая-то заинтересованность или же это происходит просто по причине необразованности.
Азербайджанцы Грузии испокон веков всегда были рядом с грузинским государством и народом, рядом с грузинскими царями. Азербайджанцам Грузии всегда уделялось повышенное внимание. Достаточно упомянуть царя Давида Строителя, который, прежде чем зайти в церковь, посещал мечеть. Он даже запрещал грузинам разводить свиней в тех районах Тбилиси, где компактно проживали азербайджанцы.
Еще Общенациональный лидер Гейдар Алиев во время одного из визитов в Грузию заявил, что азербайджанцы Грузии являются коренным населением этой страны. И вдруг сегодня находятся люди, которые называют азербайджанцев Грузии диаспорой – какое они имеют право вообще говорить от имени всех азербайджанцев Грузии? Это в корне неверно: азербайджанцы Грузии - это не диаспора, а община. Если мы начнем считать себя диаспорой, то наша роль и статус в Грузии меняется не в лучшую сторону.
- Часто говорят сегодня о серьезной угрозе ассимиляции азербайджанцев Грузии. В чем это выражается?
- У азербайджанцев в Грузии всегда были и есть свои школы, свои мечети. А тут говорят об ассимиляции азербайджанцев. О какой ассимиляции можно говорить, если мы, азербайджанцы Грузии, прекрасно знаем свой язык, культуру и историю? Не нужно путать интеграцию азербайджанцев в грузинское общество с ассимиляцией. Мы должны решить: либо мы интегрируемся, либо нет. Не достигнув интеграции, мы уже боимся ассимиляции. Да, я вполне допускаю, что есть определенные азербайджанские села, расположенные вне региона Квемо-Картли, вне мест компактного проживания, где чувствуются элементы ассимиляции. Но и это не глобальная проблема, просто общественным организациям, да и нам самим нужно обратить на это пристальное внимание, создавать условия для того, чтобы азербайджанцы обучались родному языку, знали и сохраняли историю своего народа.
- Если наблюдать за публикациями в СМИ, то выясняется, что у азербайджанцев Грузии больше проблем и трудностей, чем успехов и прогресса. Тем самым у азербайджанского общества создается впечатление, что жизнь азербайджанцев Грузии состоит из сплошных проблем. Может, кому-то выгодно формировать подобный имидж азербайджанцев Грузии?
- Азербайджан и Грузия – стратегические партнеры. В рамках этого стратегического партнерства делается очень многое. Азербайджан вкладывает большие инвестиции в Грузии, занимается благотворительностью. Этого уровня удается достичь благодаря президентам Азербайджана и Грузии, которых связывает и личная дружба, и созданная между ними атмосфера взаимопонимания.
Ильхам Алиев и Михаил Саакашвили смогли создать такую атмосферу в двусторонних отношениях, что многие страны этому просто завидуют. Столь тесное азербайджано-грузинское сотрудничество не выгодно некоторым странам с их политической и стратегической точек зрения. Вот оттуда и следует заинтересованность в том, чтобы представлять глобальными определенные проблемы азербайджанцев Грузии и выпячивать это в СМИ, в первую очередь в азербайджанских. Мол, в Грузии азербайджанцев так ущемляют, что им просто некуда деваться. В Грузии, да и в любом государстве найдутся люди, работа которых тесно связана с интересами как раз этих третьих сторон.
- Но вместе с тем нельзя отрицать, что у азербайджанцев Грузии все же есть определенные проблемы, которые не находят своего решения?
- Естественно, некоторые проблемы имеются. Хочу привести слова министра образования Грузии Дмитрия Шашкина. На одной из встреч он попросил: «Не надо мне говорить о тех проблемах, над которыми мы работаем, лучше расскажите о новых, реальных проблемах, о которых мы не знаем, чтобы мы обратили на них внимание». То есть, хочу сказать, что проблемы есть в любом государстве. Но сегодня грузинское государство решает эти проблемы, проводит реформы, суть которых необходимо доводить до населения. Насколько правильно возмущаться и раздувать в СМИ то, что у какого-то гражданина имеются реальные социальные проблемы, и для их решения он вовремя не обратился в суд или в госструктуры, что, мол, тут нарушаются его права? Это не нарушение прав человека, а просто проблема, которая появилась частично по вине самого же гражданина и она вполне разрешима на месте. А вот если государство не реагирует на обращение и жалобу гражданина – вот в этом случае уже можно говорить о нарушении прав человека.
Сегодня часть азербайджанцев слабо знает грузинский язык, но процесс интеграции уже набирает обороты и в ближайшем будущем этой проблемы не останется. Процесс интеграции азербайджанцев Грузии в грузинское общество уже пошел, и остановить его невозможно. Мы можем лишь способствовать интенсификации этой интеграции.
- Создание Управления мусульман Грузии (УМГ) вызвало много кривотолков в Азербайджане, шел разговор, что это раскол в рядах Управления мусульман Кавказа (УМК), который будет иметь негативные последствия в первую очередь для мусульман Грузии. Насколько было обосновано создание УМГ?
- Давайте говорить прямо: ислам - это религия мира и стоит над национальностями. Не имеет никакого значения, кто мусульманин по национальности – азербайджанец или грузин. Первое преимущество в создании УМГ заключается в том, что сегодня все мусульмане различных национальностей Грузии объединились в одну организацию, в рамках которой могут защищать свои интересы.
Теперь мусульмане Грузии, имея свою организацию, напрямую поднимают свои проблемы и задачи перед властями страны. Ведь если нет инициативы снизу, то власти никогда не обратят внимания на проблему, а ранее такой инициативы не было.
Одним из позитивных моментов создания УМГ стало то, что если ранее совершение хаджа было по карману далеко не каждому мусульманину Грузии, то в этом году 25 мусульман по линии УМГ, совершили паломничество совершенно бесплатно. Поэтому мы считаем, что создание УМГ не разделило, а наоборот, объединило мусульман Грузии. Уже полным ходом пошел процесс регистрации мечетей в Грузии, что ранее являлось серьезной проблемой для мусульман. Этот процесс идет, информация о его ходе собирается и находится под нашим контролем. Тем более что в Грузии принят соответствующий закон, так что в перспективе все проблемы с регистрацией мечетей и мусульманских общин останутся в прошлом.
- Существует ли понимание и сотрудничество в рамках УМГ между шиитами и суннитами, а также представителями разных мазхабов?
- В рамках УМГ шииты и сунниты совместно обсуждают и решают проблемы многонациональной мусульманской общины Грузии в ее интересах.
- Из Баку немного по иному посмотрели на создание УМГ, тем более что внутри этой новой организации пошла борьба за лидерство и различные посты…
- Да, были и амбиции определенных людей, которые претендовали на пост шейха и другие должности. Но этот процесс уже в прошлом, ныне создана система, которая позволяет мусульманским общинам выбирать своих шейхов, муфтиев или имамов мечетей посредством голосования и никто не будет сидеть на этих постах всю жизнь.
Ризван Гусейнов