«Горе от ума», или Ошибки иранской дипломатии | 1news.az | Новости
Точка зрения

«Горе от ума», или Ошибки иранской дипломатии

15:56 - 10 / 04 / 2012
«Горе от ума», или Ошибки иранской дипломатии

Стоило турецкому премьеру жестко раскритиковать иранских руководителей за нечестность в переговорном процессе с Группой «5+1», как официальный Тегеран сразу изменил свою позицию, дабы не самоизолироваться окончательно.

В конце марта в Южной Корее прошло пленарное заседание Саммита по вопросам ядерной безопасности. Перед началом саммита в Сеуле состоялась встреча премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и президента США Барака Обамы.

Из Сеула турецкий премьер вылетел в Иран и с двухдневным рабочим визитом побывал в Тегеране. В иранской столице состоялась встреча Реджепа Тайипа Эрдогана с президентом Ирана Махмудом Ахмадинеджатом. 29 марта в Мешхеде Эрдоган встретился с верховным духовным лидером Ирана Али Хаменеи. В прессе начали писать о том, что турецкий премьер передал иранскому руководству некое послание от президента США по ядерной программе ИРИ.

Судя по всему, в Иране за закрытыми дверями в основном обсуждалась предстоящая встреча представителей Тегерана с Группой «5+1» по урегулированию иранской ядерной проблемы. На этой встрече глава турецкого правительства подтвердил готовность Турции провести ядерные переговоры между Ираном и странами-членами Группы в Стамбуле. Министр иностранных дел Ирана также выразил желание своей страны провести переговоры по ядерной политике Ирана именно в Стамбуле.

Однако не успела турецкая делегация покинуть пределы Ирана, как представители разных политических кругов ИРИ обрушились со шквалом критики в адрес турецкого государства. Самолет Эрдогана еще не приземлился в аэропорту «Эсенбога» турецкой столицы, как спикер иранского парламента Али Лариджани обвинил Турцию в пособничестве мировому империализму.

kv1
Политическая этика иранских парламентариев является темой другого разговора
kv1
Политическая этика иранских парламентариев является темой другого разговора. Тем не менее, еще большее недоумение вызвал ответ министра иностранных дел Ирана Али Акбара Салехи своему турецкому коллеге Ахмету Давутоглу, потребовавшему объяснений по поводу данного поведения иранских лидеров.
 
В частности, глава МИД Ирана заявил, что это не является мнением официального Тегерана.
 
Право на озвучивание официальной точки зрения имеют только президент Ирана, духовный лидер страны и глава внешнеполитического ведомства.
 
Иными словами, судя по заявлению Салехи, высказывания председателя иранского Маджлиса, избираемого народом, не стоят даже ломаного гроша. 
 

После этого иранские политические деятели один за другим начали выступать против выбора Турции в качестве места проведения переговоров. Иранцы назвали Дамаск «лучшим местом» для переговоров по вопросу ядерной программы Ирана с мировыми державами, а в качестве альтернативы предложили Багдад.

Дипломатическая некорректность иранцев и предложенные ими варианты вызывали разве что чувство глубокого сожаления. А ведь за последний месяц именно Стамбул иранские власти активно лоббировали в качестве места для переговоров. Последующие события доказали, что иранская дипломатия явно перемудрила с догадками.

Что касается Турции, то она всегда признавалась в поддержке права Ирана на развитие мирных ядерных технологий. Тем не менее, заметное похолодание в ирано-турецкие отношения пришло после начала народных волнений в Сирии.

kv1
Cудя по заявлению Салехи, высказывания председателя иранского Маджлиса, избираемого народом, не стоят даже ломаного гроша
kv1
Неадекватное поведение Тегерана и заявления против Стамбула как места переговоров по ядерной программе Ирана было, скорее всего, обусловлено решением Анкары о значительном сокращении потока нефтяного импорта из Ирана.  
 

Накануне очередного раунда переговоров между Ираном и Группой «5+1», состоящей из международных посредников по урегулированию иранской ядерной проблемы в составе постоянных членов Совбеза ООН и Германии, в Турции явно не ожидали такого исхода событий.

Ответ официальной Анкары был незамедлителен. Впервые премьер-министр Турции выступил с жесткой критикой в адрес иранского руководства, обвинив его в непостоянстве.

«Нужно быть честным. Именно из-за нечестности они продолжают утрачивать доверие мирового сообщества. Это не соответствует языку дипломатии. Это – другой язык. Мне не подобает говорить на нем», - заявил Эрдоган.

По мнению турецкого премьера, от того, что переговоры пройдут в Стамбуле, выиграет не Турция, а Иран, поскольку в совершенно справедливой обстановке сможет отстаивать свою позицию. Он выразил убежденность в том, что, называя Дамаск или Багдад «лучшим местом» для встречи, Иран просто пытается реализовать план срыва переговоров.  

Данное заявление мгновенно послужило поводом для изменения позиции официального Тегерана по этому вопросу.

В Иране поняли, что прогадали в расчете и данный шаг чреват потерей Турции как надежного экономического партнера, окончательным ухудшением ирано-турецких отношений и полной изоляцией их страны в регионе.   

Иранская дипломатия вернулась к исходной позиции и согласилась на проведение очередного раунда переговоров именно в Стамбуле. Высший совет национальной безопасности Ирана подтвердил намерение страны провести 14 апреля в Турции переговоры со странами «5+1».

После таких дипломатических интриг невольно вспоминается известная пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума».

Иранская дипломатия поневоле разыграла комедию русского драматурга, жизнь которого также была связана с историей Ирана, а вернее - Южного Азербайджана. Тут в роли иранского Чацкого выступили местные парламентарии, а страны группы «5+1» они почему-то приняли за членов так называемого фамусовского общества. 

Как говорил покойный премьер-министр Российской Федерации Виктор Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Джейхун Алекперов

Поделиться:
5518

Последние новости

Все новости

1news TV