Российский политолог: «США пытаются развернуть Кавказ в свою сторону»
Интервью 1news.az с руководителем Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений, российским политологом, экономистом Василием Колташовым.
- Как можете прокомментировать визит в страны Южного Кавказа госсекретаря США Хиллари Клинтон?
- Визит Клинтон имеет следующее значение – это признак того, что США пытаются укрепить свои позиции в регионе. Более того, они имеют для этого серьезные материальные условия. Потому что, если мы посмотрим, что творится на рынках в последние месяцы, то поймем, что визит совпал с очень драматичной ситуацией на мировых торговых площадках – на фондовом и сырьевом рынках.
Что происходит? Происходит падение цен на нефть. Следом валятся цены на все сырьевые товары. Евро падает, а доллар – укрепляется. Национальные или региональные валюты тоже валятся. При этом США в значительной мере спровоцировали обвал, понижая рейтинги в Европе, в частности, понизив рейтинги немецких, австрийских, испанских банков. Понятно, что обвал с одной стороны является объективным, а с другой стороны – управляемым. То есть он не является совсем уж неуправляемым.
По России ситуация бьет очень сильно. Власть нашей страны озабочена сложившейся ситуации в экономике. Тем более опасается в условиях, когда в стране сложился социально-политический кризис. И в этой ситуации, мягко говоря, не до Кавказа. В то же время Россия объективно заинтересована в том, чтобы Иран был выключен из мировой торговли нефтью и газом. Именно потому, что это уменьшает количество поставщиков на мировом рынке, в том числе на европейском рынке, и таким образом, улучшает позиции российского экспорта.
- То есть России, получается, тоже выгодно ослабить Иран. На лицо конкуренция?
- Да, Иран - конкурент. В мировой экономике перепроизводство газа и нефти, особенно с учетом того, что США реализовали сланцевую революцию, в результате из импортера газа они превращаются в экспортера газа. По России это наносит прямой удар. Самая мощная российская корпорация «Газпром», которая является частью российской истории последних 20 лет, и роль которой очень велика для России из ведущей российской монополии может превратиться в главного больного российской экономики.
И визит Клинтон не случайно выпал на этот период. И честно говоря, для укрепления позиций США на Кавказе появились новые условия. Последнее из них – вступление РФ в ВТО. Мы видим, что Россия практически проиграла конкуренцию Западу и скорее тихонько подыгрывают последнему. При всем том, что для внутреннего потребителя идет антиамериканская критика, в действительности по важнейшим мировым вопросам Россия позиции сдает. И поскольку визит Клинтон на Южный Кавказ тесно связан с Ираном, это говорит о том, что США пытаются развернуть Кавказ в свою сторону, а Россия при этом ничего не может противопоставить, поскольку она парализована внутренними проблемами и проблемами на мировом рынке. В то время, как США при всех собственных экономических трудностях, тем не менее реализуют политику экспортной реиндустриализации.
- Как, по-Вашему, будут разворачиваться события в регионе после визита Клинтон?
- Я не готов оценить какие-то политические итоги визита, поскольку я думаю, что это начало серьезных переговорах.
- Ситуация вокруг Ирана как-то изменится в ближайшее время?
- На мой взгляд, стратегия США в отношении Ирана является продуманно медлительной, поскольку Иран испытывает собственные экономические проблемы. В Иране наблюдается острый, чрезвычайно острый социально-политический кризис. В 2009 году там были мощные протесты, которые были подавлены. То есть режим держится на репрессиях. И чем больше его отсекают от мирового рынка, тем хуже его перспективы. Поэтому США не торопятся с военным вторжением. Они подготавливают интервенцию таким образом, чтобы она была поддержана изнутри Ирана массовым возмущением. Предполагаю, что они работают с оппозиционными силами Ирана. Думаю, Иран переживет в ближайшие несколько лет колоссальные потрясения. В первую очередь, это будут внутренние потрясания. А США сегодня лишь обостряют кризис.
- То есть Вы считаете, что ждать какого-либо удара по Ирану сегодня не верно?
- Что касается ударов по Ирану, то я бы скорее сейчас ожидал ударов по Сирии. Они сегодня мне кажутся наиболее вероятными. Но опять же, нужно обладать всеми сведениями относительно внутренней ситуации и в Сирии, и в Иране для того, чтобы понять – куда в первую очередь будет нанесен удар.
При этом, как известно, войны выигрываются не только военными средствами, но и политическими методами. Можно безупречно вести военные действия, операции, но в итоге проиграть войну. Классический пример – наполеоновское вторжение в Россию или Испанию.
- Как по-вашему, будет разворачиваться ситуация вокруг Габалинской РЛС: стороны смогут договориться и продлить договор аренды или нет?
- Азербайджан безусловно давит на Россию и давит не потому, что пытается получить больше денег за станцию, а желает получить реальные политические результаты. Но положение России таково, что по сравнению с внутренним кризисом, какие-либо станции просто теряют значение в текущих условиях. Более того, когда у «Газпрома» на европейском рынке начинаются проблемы, а они уже начались, то это тоже куда более важно, чем какая-либо геополитическая игра. Тем более, что не совсем понятно, какими будут от нее экономические выгоды для российских сырьевых корпораций. Все это составляющие ослабления влияния России на Кавказе. Москва скорее уступает свои позиции США на Кавказе в виду экономических условий, которые сложились. Эта ситуация принципиально отличается от той, что сложилась, скажем, в середине 2008 года.
Гамид Гамидов