Точка зрения: Кямал Ахундов. Попытка политического прогноза международных отношений на Ближнем Востоке
Кямал Ахундов,
Доктор философии в области
Международных отношений и политологии
(Украина)
В последнее время проблематика международных отношений на Ближнем Востоке стала столь актуальной, что молодежь, равно как и все те, кому не безразличны международных отношениях, начала всерьез обсуждать проблему Ирана, порой ассоциируя ее (то ли в шутку, то ли всерьез) с предсказаниями о конце света.
Что делает ситуацию на Ближнем Востоке все более актуальной и значимой темой для обсуждений? Ответ очевиден, однако для нас эта тема еще более актуальна, нежели для всего остального мира - ведь речь идет о нашем не столь в последнее время доброжелательном южном соседе.
Если говорить на обывательском языке, то начало каких либо военных действий в Иране кажется маловероятным, во всяком случае, в 2012 году. На то множество причин, наиболее объективные из которых будут рассмотрены в этой публикации.
Сразу оговорюсь, что, по моему мнению, в случае если этот конфликт все таки будет иметь место, в итоге перед регионом предстанет ослабленный сторонник Армении в лице Ирана, что может оказать позитивное влияние на решение нагорно-карабахского вопроса.
Далее. Существенно поднимется цена на нефть и газ что принесет прибыль всем торгующим энергоресурсами странам (в т.ч. Азербайджану). Однако важно понимать, что в случае каких-либо военных действий будет неминуем и огромный поток иммигрантов, что создаст реальные проблемы в социальной сфере.
Очевидно, что за 20 лет независимости Азербайджан стал державой в глобальным понимании этого слова. С нашей страной сегодня вынуждены считаться не только региональные субъекты в числе которых и Иран, но и глобальные игроки арены международных отношений.
Доминирование нашей страны в регионе можно считать настолько сильным, что можно делать прогноз о решающей роли страны во всех региональных процессах.
В этом контексте, хотелось бы отметить 3, на мой взгляд, основные причины агрессивной в последнее время политики Ирана в отношении соседнего Азербайджана:
- Первое это, конечно же, столпы внутренней идеологии, которые делают иранский народ узником политики и идеологии режима. Так называемый экспорт Исламской Революции никак не стыкуется с идеологией и мировидением тюркских народов. Это в свою очередь, время от времени выражается в нелепых заявлениях Иранского агитпропа, наподобие недавних угроз военных ударов по Турции.
Конечно, эти угрозы не были восприняты всерьез, поскольку не последовало официальной ноты от Турции. Но в данном случае речь не идет о реакции международного сообщества или государства Турции на международной арене.
Удивителен сам факт того что Иранская Исламская (!) Республика (ИРИ) настолько погрязла в своих параноидальных идеях что не стесняется обвинять соседнее мусульманское государство.
- Во-вторых, это и геополитические факторы. В том числе сильные союзники Ирана в лице России и Китая, которые будут накладывать «вето» любое резко антииранское решение в Совете Безопасности ООН. Что, в определенной степени, дает уверенность Ирану в его внешнеполитических маневрах.
- В-третьих, это и тот факт, что население ИРИ переваливает за 70 млн. Определенная часть этого население это легко мобилизуемые радикально настроенные элементы. Дело в том что, в отличие от многих стран Иран за последние 20 лет смог сформировать такие силы как «басиджи», «Сепах», «етелаат». Это мощные военизированные организации, состоящие из радикальных, фанатически настроенных представителей иранского общества (которые составляют значительное большинство в сегодняшнем Иране).
Эти организации обладают материальной, гуманитарной, моральной, военной базой и ресурсами. Уместно отметить, что одним из «выпускников» «басидж» является президент Ахмединеджад.
Также немаловажен тот фактор что Иран реально обладает возможностью организовать вооруженную интервенцию в Израиль, что также сдерживает США.
Несмотря на недавние дискуссии в парламенте Ирана про остановки поставок нефти на западный рынок, вероятность осуществления этого проекта весьма низка. Во-первых, Иран на продукты которого основные потребительские страны наложили эмбарго, находится в очень сложном положении.
Говоря языком российских политологов можно сказать что Иран «подсел на нефтяную иглу», и остановка поставок нефтепродуктов вызовет невиданную инфляцию, тотальное разрушение экономики, что скажется на внутренней политической нестабильности, на что не правительство, не государство не хочет идти, в нынешней ситуации.
Во-вторых, даже если парламент примет закон о приостановке продажи нефтепродуктов, этого нельзя будет остановить сразу, это будет грубым нарушением международных договоренностей, что еще более усугубит ситуацию. Остановка продаж может быть только постепенной, при полном обеспечении того объема нефтепродуктов который Иран, как поставщик взял ответственность доставить на мировые рынки.
Необходимо отметить определенную политику двойных стандартов со стороны Ирана, ведь насколько бы иранские чиновники не были осведомленными, смею предполагать, что они прекрасно понимали то, что в современном, глобализирующемся мире нет мононациональных корпораций. Тем более в странах Европы, акций многих компаний которой афиллированны с США, а иногда даже и с Израилем. То и есть, было бы слишком наивно считать беспокойство иранских духовных лидеров по вопросу поставок нефти вызванным лишь материальными проблемами.
- Исторически идеологическая подоплека - эту страну можно считать колыбелью ксенофобии. Поскольку со времен сформировавшихся традиций государственности, в этой стране формировались и двойные стандарты в отношении представителей иных этносов. В этом контексте, двойные стандарты по отношению к Азербайджану и азербайджанцам проявляются во всем.
Даже несмотря на то, что азербайджанские тюрки, численность которых в Иране составляет более 30 млн, представлены во всех секторах иранского общества, начиная спортом, заканчивая политикой, у этой этнической группы нет ни одной национальной школы, в стране не допускается публикация изданий на азербайджанском языке.
А то, что Иран последовательно поддерживает Армению, страну, продолжающую оккупацию земель соседнего, мусульманского Азербайджана, дает нашей стране полное моральное право искать себе более надежных союзников.
Говоря о международной политике вокруг иранского вопроса, хочу отметить, что одной из главных причин маловероятности удара по Ирану является и позиция президента Обамы, вкупе со сложной экономической ситуацией в США. Несмотря на все критические высказывание в адрес Ирана, ясно, что администрация Обамы пытается максимально избежать военной интервенции в Иран.
Во-первых, одним из главных предвыборных обещаний Обамы был, полный вывод войск из Ближнего Востока, и естественно новая военная кампания поставит крест на этом обещании. Во-вторых, бюджет США в таком случае ждут серьезные проблемы, что может усугубить кризис в американской экономике.
В-третьих, в конце концов анализируя ситуацию можно понять что администрация Обамы сейчас пытается избежать любых военных действий, и это прослеживается на примере Сирии.
Однако, если в грядущих выборах победу одержит представиель Республиканской партии (наиболее реальный кандидат от этой партии - Мит Ромни), то вероятность войны в Иране действительно достигнет пика. Ромни неоднократно отрыто заявлял, что поддерживает идею военной кампании в Иране.
Иранским клерикалам, в такой ситуации, следовало бы быть более осторожными в своих высказываниях об Азербайджане, ведь в том числе и от этой страны будет зависеть, в определенном смысле, дальнейшее развитие ситуации вокруг Ирана. Азербайджан, как известно, в ближайшие два года будет заседать в СБ ООН в качестве непостоянного члена этой структуры, а значит будет высказываться по иранскому кризису.
Статья отражает точку зрения автора