Экрем Гюзельдере: «Саботаж курдских военных командиров может сорвать нынешние переговоры Турции с Абдуллой Оджаланом» | 1news.az | Новости
Интервью

Экрем Гюзельдере: «Саботаж курдских военных командиров может сорвать нынешние переговоры Турции с Абдуллой Оджаланом»

11:24 - 06 / 02 / 2013
Экрем Гюзельдере: «Саботаж курдских военных командиров может сорвать нынешние переговоры Турции с Абдуллой Оджаланом»

Интервью News.az с турецким политическим аналитиком из исследовательского центра «Инициатива европейской стабильности» (European Stability Initiative) Экремом Гюзельдере.

Бывший депутат Европарламента Экрем Гюзельдере занимается в центре ESI в Стамбуле исследованиями на темы внешней политики Турции, вопросами национальных меньшинств на территории страны, в том числе курдским вопросом, а также темой интеграции Турции в Евросоюз.

- В чем вы видите причины недавней террористической атаки возле американского посольства в Анкаре?

- Уже известно, что теракт совершил 40-летний Эджевит Шанлы, член левой группировки «Революционная народно-освободительная партия-фронт» (DHKP-C), корни которой уходят в марксистские движения 1960-х годов. Шанлы был уже знаком полиции, так как ранее участвовал в нападении на главное полицейское управление и военный штаб в Стамбуле в 1997 году, и находился под арестом до 2002 года.

Вскоре он был освобожден по состоянию здоровья, так как страдал синдромом Вернике-Корсакова – серьезным заболеванием головного мозга. Использовать для терактов своих самых слабых по состоянию здоровья участников – видимо, такова стратегия группировки DHKP-C, которая еще с начала «Войны в Заливе» в 1990-х годах атакует американский персонал и американские учреждения в Турции.

Поэтому можно предполагать, что нападение 1 февраля связано с размещением ракет системы «Пэтриот» в трех южных турецких провинциях, в связи с чем американский военный персонал обосновался в турецком городе Газиантеп. Еще несколько недель назад перед зданием посольства США проходили протесты против размещения американских ракет. Организатором протестов выступила группа, связанная с DHKP-C.

Надо отметить, однако, что решение размещать «Пэтриоты» в Турции было встречено рядом протестов во многих городах, и организованы они были различными группировками – от ультранационалистов до исламистов.

- Кто, на ваш взгляд, стоит за недавним убийством активисток Курдской рабочей партии (PKK) в Париже?

- По поводу этого случая есть множество предположений, но мало конкретных фактов. Сразу после происшествия казалось, что за убийством стоят разведывательные службы. В особенности, подозрение падало на сирийскую разведку. Однако, после того, как убийцей был признан 30-летний член РПК Омер Гюней, произошедшее больше походит на внутрипартийные разбирательства или преступление на почве ревности.

Впрочем, слишком много совпадений, чтобы полагать, что убийство курдских активисток никак не связано с идущими переговорами между турецким правительством и лидером курдов Абдуллой Оджаланом. Внутри самой PKK, так же как в турецких вооруженных силах и в соседних государствах, есть силы, которые и впредь будут препятствовать разрешению курдского вопроса.

- Верите ли вы в способность Абдуллы Оджалана влиять на деятельность PKK? И насколько успешным вам видится результат переговоров с ним турецких спецслужб?

- Турецкое правительство за последние годы перепробовало несколько стратегий, но фигура Оджалана постепенно стала центральной в вопросе переговоров, особенно после его решающей роли в прекращении массовых акций голодовки в конце 2012 года. Оджалан по-прежнему самый влиятельный человек в PKK, и его указаниям следует большинство членов партии.

Пока что есть позитивные сигналы с обеих сторон. Тем не менее, важно предпринять конкретные шаги, в противном случае доверие будет вновь подорвано. На фоне этого значимой мерой по укреплению доверия стало принятие на прошлой неделе турецким парламентом закона о праве защищаться в суде на родном языке, в том числе и на курдском.

Однако до марта-апреля важно осуществить и другие конкретные шаги в этом направлении. Так, в политической сфере должны последовать реформы Конституции, в том числе относительно закона о борьбе с терроризмом. Также должна быть освобождена большая часть курдских политиков и активистов, проходящих по судебным процессам Союза курдских общин (КСК).

В то же время PKK должна начать передвигать свое повстанческое движение с территории Турции в Ирак. Такие попытки уже были осуществлены в 1999 году, однако тогда PKK потеряла много своих последователей в связи с атаками со стороны турецких вооруженных сил. В этой связи крайне важна гарантия со стороны премьер-министра Эрдогана о том, что при отступлении войска PKK не будут атакованы.

Одним из наиболее сложных аспектов переговоров является дальнейшая судьба ведущих командиров PKK, которые в настоящее время базируются в горах Кандиль на севере Ирака. Согласованный пакет мер предусматривает перемещение около 150 курдских командиров в третью страну, которая, согласно условиям, не должна быть ни одной из соседних стран, а также не входить в члены Евросоюза.

Это означает, что курдские командиры потеряют влияние на курдское движение и курдскую политику в Турции. Опасность заключается как раз в том, что они могут саботировать весь процесс, не согласившись на предложенные им условия. После 30 лет, проведенных в горах, чем они займутся в той же Норвегии или Канаде?

Решением может стать гарантия возможности возвращения в Турцию после переходного периода в пять лет. Также в пакет договора должно быть включено и приемлемое решение для тех членов PKK, которые не являются выходцами из Турции, а их немало.

- На ваш взгляд, есть основания полагать, что в событиях в Париже и Анкаре, и в целом в дестабилизации Турции заинтересована «третья сторона»?

- Очевидно, что наличие сильной Турции в регионе не устраивает в первую очередь Сирию и Иран, которые в прошлом использовали PKK как фактор ​​дестабилизации обстановки в Турции. Разрешение курдского вопроса, несомненно, еще больше укрепит позиции Турции.

Тем не менее, трудно судить о том, какова доля их вовлеченности в атаки на курдских активисток в Париже, тогда как участие в нападении в Анкаре вовсе маловероятно.

Елена Остапенко, Ф.Х., Ф.Б.

Поделиться:
5269

Последние новости

Все новости

1news TV