Петр Мамрадзе: «Для Грузии двери военно-политического блока НАТО заперты навсегда» | 1news.az | Новости
Интервью

Петр Мамрадзе: «Для Грузии двери военно-политического блока НАТО заперты навсегда»

09:24 - 07 / 02 / 2013
Петр Мамрадзе: «Для Грузии двери  военно-политического блока НАТО заперты навсегда»

Интервью 1news.az c директором «Института стратегии и развития» (Грузия) Петром Мамрадзе.

- Господин Мамрадзе, скажите, пожалуйста, насколько реально   вступление  Грузии в НАТО?

- Что касается  НАТО, то принято твердое, безоговорочное решение  – Грузию в  Альянс не принимать. Об этом в конфиденциальных  беседах  говорят  сами представители НАТО.  Понятно, что когда в стране   есть оккупированные территории,  и там сегодня расположены военные базы, не может быть даже гипотетического  шанса  на принятие  страны в военно-политический Альянс.

Недавно один из известных и очень уважаемых экспертов организации приезжал в Тбилиси и в приватном разговоре сказал, что  двери Альянса  заперты для Грузии  в обозримом, да и в необозримом, будущем. Ни при каких  обстоятельствах Грузию в эту организацию не примут.

- Вы никогда не называете имен тех высокопоставленных чиновников и экспертов, которые делают подобные заявления. Почему?

- В силу того, что  они никогда подобные заявления не сделают  на официальном уровне. Официально они,  я все время это говорю, из раза в раз продолжают  заявлять, что верны  Бухарестскому саммиту 2008 года и готовы содействовать  вступлению  Грузии в НАТО.

Но  заявить, что после событий августа 2008 года, когда  Абхазия и Южная Осетия были признаны Россией как независимые государства,  вступление Грузии в Альянс невозможно, они не могут. Так как  в этом случае они признают свою  несостоятельность и  то, что Россия фактически имеет влияние на решения НАТО, а это  равносильно роспуску организации. Вот такой замкнутый круг.

Хочу отметить, что официальная Москва  явственно осознает, что Грузия не станет членом  НАТО, в принципе, как и  Саакашвили прекрасно знает,  что в действительности этот вопрос - блеф.

- Господин Мамрадзе,  ведь еще в период правления   Э.Шеварднадзе  говорилось о том, что страна начала интегрироваться в европейские структуры и выстраивать отношения с НАТО. Позже эту идею   стал  активно  продвигать  М.Саакашвили. Можно ли сказать, что пятидневная война  в августе 2008 года окончательно  похоронила эту идею?

- Шеварднадзе всегда заявлял, что мы идем позади России, а не впереди, и подчеркивал, что у России хорошие, дружественные отношения с НАТО, которые развиваются, а мы будем двигаться вместе с ней в этом направлении, но ни в коем случае не опережать ее. Грузия -  маленькая страна, и нам надо медленно и осторожно идти по пути  интеграции вместе с большим соседом.

А сразу после «революции роз» в Европе сложилось мнение, что Саакашвили - политик неуравновешенный. Ангела Меркель, весной 2008 года,  до Бухарестского саммита, заявила, что если Грузия получит MAP (План действий по подготовке к членству в НАТО), в принципе ни к чему не обязывающий документ, то на Саакшвили это окажет негативное воздействие. Она даже высказалась о вероятности  начале военной операции или в Абхазии, или в Южной Осетии. То же  самое говорил тогда и премьер Франции Фейон. Но Буш сделал все на Бухарестском саммите для того, чтобы Грузия получила MAP. Ну, и как следствие -  уже в августе  пятидневная война  с Осетией.

- Но лидеры  некоторых стран приехали в регион, в том числе  и  президент Саркози. Почему?

- Они боялись окончательно потерять свое лицо. Дело в том, что ответная реакция   российского  руководства на военно-политическую авантюру Саакашвили оказалась жесткой. Если бы  Россия нанесла тогда только  точечные удары, то Грузия не получила бы никакой поддержки. Помните, Буш заявил тогда, что Россия  продемонстрировала неадекватную реакцию на события  в регионе.

Саркози, выступая на площади Свободы в Тбилиси,  сказал буквально следующее: «Поймите, Россия наш друг и стратегический партнер», - что явилось ответом  на слова Саакашвили об оккупации  Россией грузинских территорий.

Однако отмечу, что в первые четыре года правления Саакашвили  было достигнуто достаточно много позитивного - борьба с коррупцией, институциональное  строительство и т.д.   На самом деле, мы отдали   крупный бизнес в руки российских предпринимателей. И это хорошо, так как что  касается экономических интересов Запада в нашей стране, то  все это очень и очень преувеличено. Я часто общаюсь с представителями  различных политических  движений за границей, с общественными деятелями, и они постоянно говорят, что о Грузии никто и слышать больше не желает. У них совсем иные приоритеты.

- Есть ли в приоритетах Азербайджан?

- Азербайджан привлекает гораздо больше внимания. И это связано с запасами нефти и газа. Наше значение заключается в том, что  Шеварднадзе вместе с Гейдаром Алиевым сумели сделать для  региона, то есть в том, что через Грузию пролегают нефтепровод и газопровод.

Огромные инвестиции вкладываются в Азербайджан. Конечно, армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский  конфликт -   очень сложный конфликт, и разрешить его надо только путем долгих и упорных  переговоров. Я никогда не забуду, как Шеварднадзе открыто говорил  своим коллегам, азербайджанскому и армянскому, что  «если прокладка трубопроводов через территорию  Армении может решить проблему с Карабахом, то я готов отказаться от участия в проекте Грузии». В то время я работал в Аппарате президента Шеварднадзе и хорошо помню весь процесс переговоров.

Тогда западные партнеры говорили о положительной экономической эффективности  прохода трубопроводов через Новороссийск. На что Шеварднадзе  отвечал, что если речь идет  о рентабельности, то  давайте проложим  трубопроводы через Армению в Турцию. Это положило конец всем разговорам   о рентабельности.

- Большой резонанс  вызвали визиты нового главы правительства в соседние страны.  Исходя из того, что в НАТО для Грузии двери закрыты, почему, как вы думаете, премьер не может сказать населению, что внешнеполитический курс  страны изменил направление?

- Премьер и члены его правительства не должны  говорить  об этом во всеуслышание, поскольку  сами   руководители  блока  об этом официально не заявляют. Но что касается  имевших место ляпов во время визитов – это  плохо. Аппарату следует работать лучше, и  подготовка визитов в дружественные  государства должна проходить четче.

- Вы плотно работали с Шеварднадзе. Все масштабные  проекты, ныне реализуемые и уже реализованные,   получили путевку в жизнь с  благословения  Гейдара Алиева и Эдуарда Шеварднадзе...

- Для Грузии хорошо и приемлемо  то, что хорошо и приемлемо для ее соседей - такова была позиция Шеварднадзе. Он имел в виду Россию, Турцию, Азербайджан и Армению. Немецкий политик Геншер так высказывался по поводу внешней политики Шеварднадзе: «Политика Шеварднадзе  - это шедевр, который войдет в хрестоматию  учебников по политике».

То, что  железнодорожная магистраль Баку — Тбилиси - Карс  -  очень важный проект как для наших соседей, так, и для нас,  было предельно ясно  Шеварднадзе, так же как  и то, что железная дорога из России,  пролегая  через Грузию в Армению, если ничего против не будут иметь Россия и Азербайджан,  может существовать. Только тут важно согласие наших ближайших соседей и друзей, принимая во внимание геополитическое  месторасположение страны.

- Как вы считаете, насколько будет популярен  у грузинского населения пророссийски направленный внешнеполитический курс?

- Все последние исследования  просто удивляют:  именно после августовской войны 2008 года  население Грузии в своем подавляющем большинстве  осознало, что другого пути, кроме как выстраивание  нормальных, добрососедских, взвешенные отношений с Россией,  у Грузии нет и быть не может. Естественно, не надо при этом быть пророссийски настроенными – это неправильно. Надо быть прогрузинскими, но сохранять  добрые отношения с соседями.

- Почему вы,   обладая таким богатым  опытом дипломатической работы,   не работаете  в составе нового правительства?

- У меня замечательные отношения с Б.Иванишвили. Я голосовал за него на выборах, но  решил  не баллотироваться в парламент.  Я руковожу неправительственным институтом -  Институтом стратегии   и  развития  -  и считаю, что так  смогу сделать больший вклад  в развитие страны.

Гиули Чачанашвили

Поделиться:
5115

Последние новости

Все новости

1news TV