Ереван в плену искушений
ТОФИК АББАСОВ
Главный редактор газеты New Baku Post
Окрыленный пирровой победой армянский президент пакует чемодан в Москву.
Сенсационного начала в данной затее искать не приходится. Первый зарубежный визит нового президентского срока Серж Саргсян совершит в российскую столицу, если, конечно, победу отстоит. Цель ясна - в ходе поездки преподнесет челобитную российскому руководству, от которой будет зависеть его дальнейшая политическая судьба, а также будущее Армении.
Небезынтересен вопрос - каково содержание прошений и на чем будет настаивать новый старый президент коматозной республики.
Проблемный союзник постоянно и нудно осаждает просьбами Москву. Иной раз ставит влиятельного сюзерена в неудобное положение, требуя невозможное. Похоже, и на этот раз история с упрашиваниями повторится.
Приведшая страну в предаварийное состояние экономическая ситуация требует реализации экстренных спасительных мер. И посему, так как без финансовых вливаний реабилитационные действия прока не дадут, армянский глава потребует новых льгот и кредитных траншей, а также скидок на получаемые из России ресурсы, изделия и технологии.
Под завязку первого срока саргсяновские эмиссары просидели штаны в финансовых коридорах, так и не удосужившись благосклонности российских кредиторов. Последние не нашли нужным отрядить средства подшефному звену.
Проблемы деградирующего субъекта кредитом не исправить. Когда экономика трещит по швам, любые вливания подобно воде в пустынной среде бесследно уходят в песок, не давая взамен всходов.
Но теперь есть серьезное основание для озвучивания просьб, как-никак С.Саргсян вступает в новый срок и попытка все ж будет продублирована, авось сработает. Вне сомнений, заглавными пунктами станут тугой клубок социальных неурядиц и судьбоносный газовый вопрос. Точнее его цена.
В условиях отсутствия предпосылок для разблокирования неотложных проблем нешуточные страсти кипят вокруг персоны будущего премьера.
До недавних пор нахождение на этом посту Тиграна Саркисяна вполне устраивало президента, поскольку глава ничего не решающего кабинета не чинил политических проблем главе государства. Но теперь наступают другие времена. От осуществления экономической программы будет зависеть градус внутриполитической среды.
Иначе говоря, новым премьером может стать не совсем удобный и даже неприемлемый для президента человек, при котором С.Саргсяну придется потесниться и подумать о будущем власти.
Ведь с наступлением второго президентского срока персона армянского премьера начинает рассматриваться исключительно в стратегическом обрамлении, актуализируя вопрос политического преемника главы государства. Не исключено, что в назначении главы кабинета Москва выступит в качестве заинтересованной стороны.
С.Саргсяну важно не упустить рычаги управления из рук. Выхолощенный после изнурительной выборной кампании, он выложится, чтобы пощеголять дееспособностью, а также показать готовность к выполнению заглавной роли в разрешении Карабахской проблемы.
Эта роль была и останется ключом для отчуждения политических противников от власти. И чтобы выглядеть влиятельным и маневренным, С.Саргсяну, кровь из носа, нужна весомая подвижка в достижении своих приоритетов.
По всей видимости, он будет настаивать на получении поддержки в малозначительном, с геополитической точки зрения, проекте пуска аэропорта в Ханкенди. Предмет, о котором все последнее время талдычит С.Саргсян, превратился для него в идею фикс.
За ней не просматривается экономически привлекательных преференций. Наоборот, возня с открытием авиасообщения между центром оккупированного региона и армянской столицей выльется в копеечку для и без того обескровленной национальной экономики.
Но, с пропагандистского угла зрения, шаг в этом направлении позволит армянскому лидеру переключить стрелки общественного внимания с острых внутренних проблем на новый виток эскалации с Азербайджаном.
Этот трюк С.Саргсян давно облюбовал для себя как палочку-выручалочку. И теперь, когда политический багаж пуст, у него обнаружилась острая недостаточность помпезных инициатив. Они, как минимум, дадут шанс для выигрыша времени, восполнения возможностей в разорительной борьбе с внутренней оппозицией.
С другой стороны, воссоздание эффекта успешного позиционирования на азербайджанском направлении поможет воссоздать хоть и хрупкое, но подспорье в имиджевом плане. Ведь известно, что в международной среде армянский президент нешуточно комплексует в связи с образом неприметной и ничего не решающей личности. И посему нужно что-то делать, что-то менять.
Вполне возможно, что на легализацию аэропортовской авантюры С.Саргсян бросит все физические и эмоциональные ресурсы. Но проблема в том, насколько это трогает за живое российский истеблишмент?
Международные посредники, и Россия в частности, в последнее время явственно убеждаются, что сохранение статус-кво в карабахской дилемме не предвещает ничего рационального на перспективу. Коль скоро стагнация в разблокировании территориального спора грозит перерасти в новый виток напряженности, то будут востребованы конкретные шаги для формирования среды компромиссов.
Россия из Южного Кавказа не только уходить не собирается, но и предпринимает шаги для упрочения позиций посредством новых дипломатических инициатив, и они рассчитаны на стимуляцию экономической составляющей региональной политики.
Нет сомнений, что первоочередной ее инициативой на сей момент является нормализация отношений с Грузией, которая с лихвой ощутила проблематичность конфронтационной стратегии с влиятельным северным соседом.
С Азербайджаном после плотной притирки вокруг судьбы Габалинской РЛС, обкатки мнений вокруг региональных и более глобальных конфигураций коллективного взаимодействия, опять наступает пора прагматичной стыковки позиций.
Она сулит преференции обеим сторонам по той естественной причине, что и Москва, и Баку знают реальную цену взаимодополняющих усилий в реализации долгосрочных социально-экономических и культурно-гуманитарных программ.
На обнадеживающем фоне конструктивных тенденций активирование взрывоопасного сегмента, по меньшей мере, выглядит неразумной и чреватой затеей, к тому же не отвечающей интересам основных региональных игроков.
Отсюда и напрашивается вывод. Для реабилитации в глазах сограждан, союзников и международной элиты армянскому руководству следует сосредоточиться на том, что ограничит болезнетворность идущих процессов.
В противном случае опасные тренды ударят по наиболее слабому и подверженному недугам организму армянской государственности. На сегодня она самая уязвимая не только в пределах Кавказского ареала, но и на всем постсоветском пространстве.