Африканский реванш США: новый фронт геополитической конкуренции - Newtimes.az
БАКУ, 4 июл – 1NEWS.AZ
Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью «Африканский реванш США: новый фронт геополитической конкуренции».
Представляем вниманию читателей данный материал без изменений:
«Визит президента США на «черный континент» вызвал большой интерес. Барак Обама, побывавший с визитом в Сенегале, Южно-Африканской Республике и Танзании, намекнул на то, что глобальная геополитическая борьба поднялась на новый уровень.
Вашингтон подтвердил, что предпринимает серьезные шаги для восстановления своего утраченного влияния в Африке. Складывается впечатление, что конкуренция здесь будет беспощадной и безуступчивой.
Пути, ведущие на «мертвый континент»
Африканцы считают президента США Барака Обаму «талисманом». Такого мнения они придерживаются не из-за его политической деятельности, а из-за его рода и цвета кожи. Но все это не имеет никакого отношения к геополитическим реалиям. Визит Б.Обамы в Африку не продиктован личными симпатиями. На «мертвом континенте» геополитическое влияние Америки, образно говоря, «исчезает» в тени активности Китая. Африканские политики и западные эксперты выразили по этому поводу свои мнения.
Позиция руководителя программы Африки Центра стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне Ричарда Дауни такова: «С момента первого визита Обамы четыре года назад США утратили свои позиции в Африке. Другие страны, прежде всего Китай, проявляют большую заинтересованность и активность. И я считаю, что за этот период США в определенной степени утратили свое влияние».
Африканские политики также утверждают, что Америка уступила свое лидерство на континенте Китаю. В этом контексте визит Обамы рассматривается как попытка восстановить утраченное влияние США. Все эти мнения имеют конкретные причины, имеющие своим источником активность Китая в Африке.
За 2000-2011 гг. товарооборот между Китаем и Африкой вырос в 2,2, достигнув 150 млрд. долларов. Ожидается, что эта цифра в 2013 году составит 200 млрд. долларов. Объем прямых китайских вложений в 48 государств в 2010 году составил 50 млрд. долларов.
Китайцы вкладывают все больше капитала и в сферу высоких технологий. В Нигерии, Кении и Зимбабве служба мобильной связи организована китайскими компаниями. Экспорт нефти из Африки в Китай развивается растущими темпами. В настоящее время 30% энергетического экспорта из континента составляет нефть, транспортируемая в Пекин.
Основными экономическими партнерами Китая в Африке являются Судан, Конго и Ангола. 60-70% конголезского и суданского экспорта выпадают на долю Китая.
Ангола поставляет в Пекин больше нефти, чем Саудовская Аравия. Форум китайско-африканского сотрудничества проделывает серьезную работу в области партнерства. Проведены три крупных мероприятия этой организации. Китай выделил африканским странам кредит в объеме 10 млрд. долларов, что создало условия для обеспечения работой на этом континенте миллионов китайцев.
Одновременно с этим Пекин получил возможность реализовать в Нигерии, Гане и Либерии большие проекты. Китай построил в Аддис-Абебе здание Центра Конгрессов Африканского Союза. Эти статистические цифры показывают, что за последние годы отношения официального Пекина со странами Африки развивались интенсивно. Америку беспокоит все большее расширение этой тенденции. В целом влияние Вашингтона на континент очень серьезно. Но Пекин взял инициативу в свои руки. Он вытесняет США по всем сферам. Именно этот момент и заставляет задуматься Б.Обаму.
Борьба за геополитическое влияние и перспективы сотрудничества
Но для Вашингтона африканский вопрос не ограничивается только Китаем. Япония, Франция, Турция и Россия также имеют здесь сильное влияние. В своем выступлении в Южно-Африканской Республике президент США отметил, что считает это нормальным. Он сказал: «Думаю, что это хорошо, что Китай, Индия и Турция и другие страны уделяют много внимания Африке. Это же не времена «холодной войны», а один глобальный рынок».
Вместе с тем Б.Обама подвергает критике активность Китая в Африке. По его словам, главная цель Китая заключается в получении доступа к природным ресурсам Африки, чтобы стимулировать свою экспортоориентированную экономику. В итоге Пекин не проделывает серьезную работу по обеспечению долгосрочного развития континента.
Все это указывает на тесную связь визита президента США в Африку с формированием новой динамики глобальной геополитической картины мира. Аналитики приходят к выводу о том, что «мертвый континент» находится в преддверии интенсивного развития. Они даже прогнозируют, что в ближайшей перспективе геополитическая борьба крупных держав будет идти именно в этом пространстве. «Возрождение» Африки может коренным образом обновить глобальную геополитическую картину. Здесь прежде всего следует ожидать обострения конкуренции за энергоносители.
Вместе с тем проявляется и некоторый общий момент для США, Европы, России и Китая. Речь идет о стремительном распространении Ислама в Африке. Например, 95% населения в Сенегале – мусульмане. Когда Б.Обама говорил о гомосексуализме в этой стране, вместе с руководством страны на это отреагировало и общество. Президент Сенегала Маки Сал заявил, что его страна «не готова легализовать гомосексуализм». Похожая реакция наблюдается и в других государствах континента, где мусульмане составляют большинство.
Запад опасается вероятности исламизации Африки. Вполне возможно, что расширение за последнее время в некоторых странах континента военных операций против радикальных исламских группировок и поддержка этих процессов европейскими государствами связаны с этим моментом. Параллельно с этими процессами США усиливают свое военное присутствие в Африке и близлежащих территориях. Президент Академии геополитических проблем генерал Леонид Ивашов считает, что «в Мали американцы играют руками европейцев».
Малийские события создают впечатление, что идет скрытый процесс по подрыву авторитета Ислама. Не исключено, что на фоне этого попытаются препятствовать влиянию сильных мусульманских государств на континенте. По неподтвержденным сообщениям, Сомали ликвидировало ряд соглашений, подписанных с Турцией. Отмечается, что в этом большую роль сыграла пропаганда, которую вели европейцы. На фоне этого становится очевидно, что в африканской политике США Китай не является единственной целью.
Визит Б.Обамы показал, что крупные державы мира дали старт этапу еще более беспощадной борьбы за Африку. Нет сомнения в том, что Россия, Европа, Китай и Турция также предпримут определенные шаги. Так, в частности, возможности Пекина в этом направлении более широки. Если такая конкуренция не приведет к воспламенению конфликтов на континенте, то это будет лучшим вариантом. Но опыт показывает, что вероятность того, что реализуется этот сценарий, невысока. Слова Б.Обамы, сказанные им во время визита, подтверждают, что намерения Вашингтона в отношении Африки серьезны.
Процессы, начатые Америкой под флагом демократии и прав человека, в реальности вскрывают разные моменты. Нет сомнения в том, что Запад прибегнет ко многим способам, чтобы предотвратить рост влияния Китая на континенте. Так, он попытается принять все меры, чтобы не дать энергоносителям и другим природным ресурсам попасть под влияние Пекина. А это поднимает на новый уровень вероятность обострения геополитической борьбы в Африке.
Было бы неправомерно отрицать тот факт, что борьба за «черный континент» приведет к перегруппировке глобальных геополитических сил. Эксперты полагают, что признаки этого проявляются уже сейчас. Но они подходят к вопросу преимущественно сквозь призму соревнования США-Китай. В реальности же можно ожидать, что здесь обострится конкуренция между несколькими крупными державами. С этой точки зрения можно предположить еще большую активизацию России, стран Евросоюза (особенно Франции и Германии) и Турции. Таким образом, мировое сообщество в ближайшей перспективе может стать свидетелем превращения Африки в один из горячих регионов геополитики».
Newtimes.az