Новый «афганский сценарий»: неожиданное решение США - Newtimes.az
БАКУ, 26 июл – 1NEWS.AZ
Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью «Новый «афганский сценарий»: неожиданное решение США».
Представляем вниманию читателей данный материал без изменений:
«Афганистан остается одной из сложных проблем глобальной геополитики. А решение США о выводе своих войск из этой страны порождает много геополитических вопросов. Вот и снова Вашингтон тревожит мир своим очередным решением. Он планирует вывести свои войска из этой страны к 2014 году. Какие процессы могут начаться в этом случае в евразийском пространстве?
Обама и Карзай: диалог не получается
Мало кто верил в возможность серьезных перемен в афганской политике США. Мировое сообщество, привыкшее к неожиданным геополитическим ходам, стало свидетелем того, что этот прогноз не оправдал себя. 27 июня во время телефонного разговора между президентом США Бараком Обамой и президентом Афганистана Хамидом Карзай стороны не смогли договориться. Как пишет газета «The New York Times», официальный Кабул обеспокоен обсуждениями, которые проводят американцы с движением «Талибан». Считая, что этот процесс не служит достижению мира в стране, Х.Карзай обвинил даже Вашингтон в «тайной деятельности». В ответ Б.Обама напомнил о том, что, защищая афганское правительство, каждый день гибнут американские солдаты, и заявил о желании покончить с этим.
После этого из Вашингтона поступила интересная информация. Руководство США заявило о полном выводе к концу 2014 года американских войск из Афганистана. В прежнем решении же предусматривалось оставить здесь 8 тыс. американских солдат. Это означает, что молодая афганская армия, обладающая низкой боеспособностью, останется лицом к лицу с талибами.
Эксперты считают, что достаточно будет нескольких месяцев и даже дней, чтобы свергнуть власть Х.Карзая.
Официальный Кабул опасается именно такого развития событий.
Реакция Х.Карзая на полный вывод Соединенными Штатами своего военного контингента из Афганистана понятна. Он боится потерять власть. Надо учесть, что речь идет в том числе и о мести «Талибана». Если вопрос о безопасности не будет полностью решен, страну постепенно может охватить политический хаос. Не секрет, что в одиночку справиться с такой задачей афганские силы безопасности не в состоянии. Поэтому проблема состоит в механизме обеспечения безопасности в стране в случае полного ухода американцев из Афганистана.
В этом плане уход НАТО из Афганистана тесно связан с необходимостью сохранения стабильности в большом геополитическом пространстве и предотвращения террора. Очевидно, что крупные державы пытаются делить «афганский торт» именно в контексте этого вопроса. А глаз на него положили немало стран – США, Россия, Китай, Индия и Пакистан!
И действительно, уход американцев из Афганистана сам по себе может вызвать в регионе и близлежащих территориях сложные геополитические проблемы. Можно дать их общую характеристику. Сюда в основном входят Пакистан, Центральная Азия и Россия. Прежде всего в государствах Центральной Азии может начаться волна террора. А Пакистан с 90-х годов прошлого столетия находится в пламени Афганистана. Сейчас Х.Карзай часто говорит об угрозе террора, исходящей из Пакистана. Основные силы «Талибан»а сконцентрированы именно в провинциях Пакистана. Официальный Исламабад не предпринимает мер для их обезвреживания, или на то не достает у него сил.
В настоящее время США организовывает в этой стране против талибов военные операции. Но Б.Обама заявил, что его страна не желает больше участвовать в такой «тайной войне». Официальный Кабул испугался этого. Он уверен в интенсификации нападений «Талибан»а с территории Пакистана. Но наиболее щепетильная сторона вопроса связана со многими факторами, находящимися за пределами Афганистана и охватывающими широкое геополитическое пространство.
Признание существующих реалий или «глубокая геополитическая хитрость»?
На наш взгляд, суть вопроса, связанного с Афганистаном, состоит в поиске ответа на вопрос о причинах полного вывода Соединенными Штатами войск из этой страны. Тем самым Вашингтон не только резко меняет соотношение геополитических сил в евразийском пространстве, но и создает новые проблемы. Прежде всего, Центральная Азия превращается в арену действия радикальных религиозных группировок. В одиночку не в состоянии противостоять этой угрозе даже Россия. Именно по этой причине Москва дала разрешение НАТО использовать ее территорию. Ульяновск является для США одним из основных пунктов хранения военной техники и оборудования, вывозимых в Афганистан. Кроме того, без согласия Кремля НАТО не мог длительное время пользоваться Манасом и Термезом. Следовательно, Россия сознательно создавала условия для США бороться с религиозным радикализмом в Афганистане. Теперь эта возможность упускается. России придется разработать новый план.
Во-вторых, западная печать уже пишет о том, что Москва возвращается в Афганистан.
Но в каком смысле может вернуться в эту страну государство, позорно покинувшее ее несколько лет назад? Кремль идет на тонкую хитрость. Он взял курс на влияние в Афганистане не в одиночку, а, разделяя ответственность с Китаем, Индией и США.
Для этого Москва пока использует «мягкую силу» – проникает в северные провинции этой страны посредством культуры, языка и бизнеса. Причем делает это совместно с казахами, узбеками, таджиками и туркменами. Но аналитики считают, что после 2014 года Россия будет вынуждена больше использовать в этом направлении свою военную силу и службу безопасности. В этом плане вызывают интерес переговоры Владимира Путина в Пекине и Дели. Глава российского государства предложил руководству этих стран отправить в Афганистан совместный военный контингент. Пока эту идею не воспринимают всерьез. Но никто не может гарантировать, что всего несколько лет спустя она не станет необходимостью.
В-третьих, крупные державы пытаются использовать террористические угрозы, исходящие от Афганистана, в своих геополитических целях. Так, они предпринимают попытки перетянуть страны Центральной Азии на свою сторону. Россия применяла этот способ в отношении Узбекистана. В тот период существовали предположения о содействии Кремля просачиванию религиозных группировок в Центральную Азию.
Однако ситуация сейчас коренным образом изменилась. Москва вынуждена ввести новшества в правила игры. Об этом говорят ее переговоры в этом направлении с Пакистаном, Индией, Кыргызстаном, Узбекистаном, Казахстаном и Китаем. Россия ищет в регионе союзника, чтобы противостоять религиозному радикализму.
В-четвертых, евразийское пространство может превратиться в центр торговли наркотиками. По статистике, только в России жертвами этой беды являются более 2 миллионов человек. Для страны, переживающей серьезную демографическую проблему, это – большая угроза. Поэтому необходимо вести борьбу с незаконной торговлей наркотическими веществами. В этом вопросе Кремлю также нужны сильные союзники.
Наконец, проведение Соединенными Штатами переговоров с «Талибан»ом в Катаре – серьезный сигнал. Это можно рассматривать как очередную «глубокую геополитическую хитрость» Вашингтона, так как, если Америка выводит своих солдат из Центральной Азии как условие перемирия с талибами, то она однозначно ориентирует террор на своих соперников в регионе. Поэтому резкая реакция на эти переговоры в столице Катара со стороны руководства Афганистана неслучайна. Очевидно, что в лице «Талибан»а официальный Вашингтон создает на границах Китая, Индии, России и Пакистана опасный очаг террора. Это значит, что похожее на то, что происходит сегодня на Ближнем Востоке в связи с Египтом, Сирией, Ираком и Ираном, может произойти и в странах Центральной Азии и Дальнего Востока.
Следует признать, что подобный сценарий представляет большую опасность. Но в геополитике крупные игроки не любят идти на уступки. Даже если прольется кровь миллионов невинных людей…»
Newtimes.az