Алекс Джексон: «Европа не может предложить Армении необходимой экономической и политической поддержки»
Интервью 1news.az с бывшим старшим редактором журнала Caucasian Review of International Affairs, политическим аналитиком Menas Associates (Лондон) Алексом Джексоном.
- США назначили Джеймса Уорлика новым сопредседателем Минской группы ОБСЕ. Как вы считаете, сможет ли он внести положительный вклад в процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта?
- Назначение нового сопредседателя всегда способствует некоторой активизации переговорного процесса.
Посол Уорлик имеет опыт решения сложных политических ситуаций из своей практики работы в Ираке. Он долго сотрудничал с ОБСЕ, так как занимал там должность директора Управления европейской безопасности.
Его опыт работы подразумевает намерение повысить роль ОБСЕ в процессе урегулирования конфликта.
Однако назначение Уорлика вряд ли существенно изменит всю динамику процесса.
Причины, по которым конфликт остается нерешенным, не могут быть улажены назначением нового посла: роль Минской группы ОБСЕ и ее влияние по-прежнему остаются незначительными.
- Какова по-вашему цель визита министра обороны Азербайджана Сафара Абиева в США?
- Кажется, что визит С.Абиева, в первую очередь, связан с вкладом Азербайджана в миссию НАТО в Афганистане и ролью страны как транзитного узла для поставок в рамках афганского конфликта.
Это имеет большое значение для США, и Вашингтон стремится признать вклад Баку.
Однако они обсудили и ряд других вопросов - выборы в Иране и будущее ирано-азербайджанских отношений, связанный с этим вопрос безопасности Каспийского моря, а также борьбу с терроризмом.
- Как вы отметили, в Иране избрали нового президента. Будут ли иметь место какие-то изменения в этой стране, и может ли быть пересмотрена политика этой страны в отношении Южного Кавказа?
- Президент Рухани уже положительно высказался об Азербайджане и он, кажется, полон энтузиазма улучшить отношения, которые несколько раз испытывались на прочность в период президентства Ахмадинеджада.
Однако основными факторами иранской политики на Кавказе является поддержка Армении, настороженность касательно сотрудничества Азербайджана с Израилем, а также несколько агрессивная позиция в отношении Каспийских морских границ, которая будет сохраняться и в период правления Рухани. Это отчасти потому, что он не контролирует внешнюю политику и потому, что широкие геополитические факторы остаются неизменными.
- Сейчас Армения должна выбрать свой путь развития - европейский или российский. Как вы думаете, какой из этих путей она выберет?
- В любом случае Армения предпочитает не делать решающий выбор. Ереван по-прежнему сильно зависит от России в экономическом, политическом и военном отношении, что создает все там определенное недовольство по этому поводу.
Однако Европа - не реалистичный геополитический вариант на данный момент.
Европа не может предложить Армении необходимой экономической и политической поддержки, в то время как продолжается блокада со стороны Турции и Азербайджана.
Так что на данный момент Армения предпочтет развивать отношения с Европой, а также получать определенную техническую и политическую поддержку ЕС, оставаясь очень близкой к России.
- Какие события произойдут в Грузии в течение года?
- Грузия находится в преддверие октябрьских президентских выборов, в которых некогда правящее «Единое национальное движение» попытается восстановить свою власть.
Однако какой бы кандидат ни победил, в Грузии нет никаких перспектив на восстановление влияния России. Это политическая программа будет глубоко неудачной.
Хотя у России все еще есть интерес к Грузии, но намного меньше, чем было ранее.
Абхазия и Южная Осетия теперь полностью поддерживаются Россией, грузинские членство в НАТО имеет очень маловероятную перспективу, так что у России есть все, что она хочет.
Эльшан Рустамов, Ф.Б.