Ильгар Велизаде: «Отношения между Россией и Азербайджаном являются показателем того, как должны строиться отношения между соседями»
Интервью 1news.az с известным азербайджанским политологом Ильгаром Велизаде
- Можете ли назвать визит Владимира Путина в Баку плодотворным?
- Я скорее бы назвал визит Путина этапным. Во-первых, потому что это первый визит главы российского государства в Азербайджан после его избрания президентом в третий раз. Во-вторых, это визит, который если не снял полностью, то уж во всяком случае ответил на очень многие вопросы, появившиеся в последнее время и негативно сказывающиеся на фоне двусторонних отношений.
Вспомните, как еще несколько месяцев назад в прессе появлялись слухи и домыслы относительно натянутых личных отношений глав государств, рисовались чуть ли не апокалиптические картины, связанные с прекращением существования Габалинской РЛС, выдвигались суждения об активном вовлечении Кремля во внутриполитические процессы в стране с далеко идущими целями. Не хочется приводить здесь все те мысли, которые нередко тиражировались и обрастали новыми «подробностями» и которые, к большому моему сожалению, укреплялись в сознании многих людей.
Я далек от того, чтобы рисовать розовыми красками радужные картины двустороннего взаимодействия, но то, что нам зачастую преподносится в прессе под видом глубокого анализа двусторонней политики, очень часто вызывает горькую ухмылку. Истина, как всегда где-то посередине. И визит Путина в Баку это четко продемонстрировал. Минимум эмоций и максимум конкретики, вот что сегодня характеризует азербайджано-российские отношения. Подписанные документы, сделанные заявления об этом красноречиво говорят.
- Согласны ли с утверждением, что после визита Владимира Путина в Баку отношения двух стран выйдут на качественно новый уровень?
- Думаю, что в этом утверждении есть значительная доля трезвой оценки ситуации. Я хотел бы вновь обратить внимание на достигнутые договоренности и подтвердить это, на мой взгляд, реальным трендом. Смотрите. Отказ Азербайджана от пролонгации соглашения по Габалинской РЛС с точки зрения военно-стратегических интересов России в регионе большой проблемы не составил. Скорее, наоборот, в свете разворачивающегося на территории этой страны, в частности на Кавказе, строительства новых средств радиолокационного слежения, морально и технически устаревающий комплекс в Азербайджане для России был бы новым источником для головной боли, который нуждался бы в дорогостоящей реконструкции и содержание которого с учетом возрастающей арендной платы было бы значительно более затратным, чем той же станции в Армавире. Что же касается так называемого «военного присутствия России в Азербайджане», то нахождение в Габале небольшого числа военных специалистов с членами их семей ну уж никак нельзя назвать военным присутствием.
Теперь, что касается топливно-энергетического комплекса. Если помните, в первые годы президентства Д. Медведева важное место в азербайджано-российском сотрудничестве занимали контракты с «Газпромом» на поставку азербайджанского газа в Россию. Эти контракты успешно реализуются, что в частности находит отражение в росте товарооборота, который составляет 3 млрд. долларов. Однако в последние годы в самой России стал стремительно развиваться другой нефтегазовый гигант «Роснефть», который уже по показателям прошлого года вышел на первое место среди основных налогоплательщиков, впервые за 20 лет отодвинув «Газпром» на 2-е место. «Роснефть» с его стремительно возрастающими активами превратился в одну из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. А после объявления о завершении сделок по приобретению 100% ТНК ВР она и вовсе превратилась в одного из ведущих представителей российского бизнеса в мире. Заключение договора между «Роснефтью» и ГНКАР в этом смысле является весьма показательным. Ведь именно «Роснефти» принадлежит ведущая роль в осуществлении перспективных инвестиционных проектов с участием российского капитала в мире, а ее взаимодействие с имеющей влияние на региональных рынках Государственной нефтяной компанией АР может открыть новую историю в отношениях двух стран, характеризующихся высокой степенью кооперации в стратегических для двух стран направлениях.
- Стоит ли ожидать возможное вхождение Азербайджана в Евразийский союз или как минимум тесное сотрудничество с этой организацией?
- Я думаю, говорить об этом пока еще очень преждевременно. Ведь Евразийский союз если и существует, то пока только в проектах и мечтах его инициаторов. Все зависит от того, когда и в каких формах он возникнет, как будут функционировать его механизмы, насколько выгодным окажется для нас сотрудничество с этой структурой. Ведь существует формат взаимоотношений в рамках СНГ и форматы двустороннего сотрудничества, которые пока еще позволяют Азербайджану реализовывать свой потенциал взаимодействия, не особо нуждаясь в чем-то ином.
- Имеем ли мы право рассчитывать на то, что Россия станет более активна в деле урегулирования карабахского конфликта?
- Необходимость в активности России в этом непростом вопросе была всегда, сохраняется она и сегодня. Но не правильно понимать ее роль в качестве арбитра или отстраненного модератора. У нее сохраняется большой ресурс влияния как в регионе, так и в мире. Как член Совета Безопасности ООН России достаточно более жестко артикулировать на примате международного права и отстаивать традиционные принципы своей же внешней политики. В мае текущего года министр иностранных дел России С. Лавров прямо указал на недопустимость сохранения статус-кво в карабахском конфликте и напомнил Армении, что с оккупированных территорий рано или поздно ей придется уходить. И это нужно делать параллельно решению вопроса будущего статуса Нагорного Карабаха. Такая позиция вполне согласуется с нормами и принципами российской внешней политики. Речь лишь идет о выработке того механизма, который позволял бы привести его в действие в контексте данной конкретной проблемы.
- Визит Путина в Баку сопровождался настоящей истерией в Армении, где большинство экспертов в один голос утверждали, что Баку становится для Москвы ближе Еревана. Согласны с таким утверждением?
- Отношения между Россией и Азербайджаном являются показателем того, как должны строиться отношения между двумя соседями, двумя самодостаточными государствами, которые делают это не из соображений навредить кому-то, а из побуждений укрепить свои позиции, извлекая при этом взаимную выгоду. Отсюда и многомиллиардные проекты в топливно-энергетической и военно-технической сферах, опять же небезосновательные гуманитарные контакты. В Азербайджане 100 000 школьников обучаются в русском секторе! А это будущее нации, носители русского языка, культуры.
Теперь посмотрим на Армению. Каков объем товарооборота этой страны с Россией, какие выгоды сулит России сотрудничество с этой страной в важнейших отраслях, в каких объемах Армения покупает у России все то, что там производится, сколько людей там обучаются на русском языке? Ответы очевидны. Скажу больше: военные базы России в Армении, членство страны в ОДКБ, имитация участия в интеграционных проектах Москвы, все это, как оказалось, было для того чтобы получать дешевый газ, дешевые кредиты и иметь хоть какие-то ресурсы для контроля над оккупированными территориями. А для России данная истерия, может быть, станет хорошим поводом вспомнить старую русскую поговорку: «Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит!»
Гамид Гамидов