Российский эксперт: «Обама уже прошел наиболее благоприятную точку для начала боевых действий»
Интервью 1news.az с руководителем Лаборатории политических и социальных технологий, заместителем руководителя Национального агентства избирательных технологий (НАИТ), российским политологом Алексеем Неживым.
- Как бы вы прокомментировали недавнее послание Барака Обамы иранскому лидеру по поводу снятия санкций при условии сотрудничества Тегерана с международным сообществом, а также готовность американского лидера задействовать потенциал Тегерана для стабилизации обстановки в Сирии?
- Ситуация в мировой экономике не позволяет делать пока каких-то позитивных прогнозов, долговой кризис развивается и у американцев, и у европейцев, и механизмов его решения пока не наблюдается. Причем этот процесс тянет за собой остальные страны, прежде всего Китай и Россию. То, что мы наблюдаем в последнее время – процесс атомизации мира, разрыв единого экономического пространства, разрыв наработанных ранее экономических связей и самое главное - разрушение основных, наиболее глобальных потоков мировой экономики. Невозможность рефинансировать свой долг и самое главное - отсутствие механизмов выхода из этой ситуации в США, не решаемые проблемы на уровне европейской конфедерации – проблемы регионального государственного развития, падения спроса на нефть, да, она дорогая, но ее в разы стали покупать меньше, падение спроса на промышленные товары, производимые в Китае, Корее, Японии – все это демонстрирует, что мир наш находится на краю глобальных перемен.
- По мнению ряда экспертов, в сирийскую войну могут быть вовлечены Иран и Израиль. А как считаете вы?
- Если она начнется, то, скорее всего, так и будет. Для Израиля, теряющего в условиях развивающегося кризиса поддержку Западного мира, находящегося во враждебном окружении, эта война нужна.
Попутно с ней Израиль попытается разгромить все враждебные ему исламские группировки в регионе. Ну а с Ираном понятно: там четко осознают, что следующей жертвой, принесенной на алтарь удержания мировой ситуации, может стать Иран.
То есть по факту налицо конфликт интересов в регионе, который перерастает в глобальный конфликт для всего мира, так как газопровод из Катара лишает Россию монополии на газовые цены, а последующий возможный разгром Ирана делает регион инвестиционно привлекательным для строительства нефтепроводов в обход российской территории. К этому добавляется то, что пик исламского фундаментализма смещается в Россию, на Кавказ. Интерес Китая еще более прозрачен. Обама четко заявил стратегию на замену существующей сейчас мировой производственной базы – на возвращение этой базы из Китая. Если у Китая не будут покупать товары, это взорвет его экономику и внутриполитическую стабильность. Одним путем потери Китаем инвестиционной привлекательности является его ресурсная изоляция, так как финансовые механизмы, имеющиеся в руках США, не работают.
- Чем обоснованы предположения аналитиков по поводу того, что США не станут активизировать полноценные боевые действия против Сирии, продолжая манипулировать как ценами на нефть, так и странами Залива и Ближнего Востока, планомерно осуществляя работу над проектом Южного коридора?
- Мне кажется, что Обама уже прошел наиболее благоприятную точку для начала боевых действий и далее настроения против войны будут только нарастать. То, что Обама собирается привлечь к участию, а затем на свою сторону Тегеран, как раз и доказывает, что он выбрал именно такую стратегию. Одна ремарка только в отношении ценообразований на нефть. Американцам очень тяжело ими манипулировать, поскольку их экономика когда-то была производящей, сейчас все выведено частными кампаниями в Китай и другие страны Востока. У самих США в нефтяной отрасли работает много людей и компаний, и падение цен на нефть ударит прежде всего по этой отрасли, и по внутригосударственной политической и экономической стабильности. Заметьте, цены на нефть и газ держатся стабильно высокие, просто их стали покупать значительно меньше. Вот у Ирана перестали и у Сирии, частично у России, так что инструменты, все, какие есть, США уже задействовали.
- Так или иначе, ситуация в Сирии повлияет на большой регион вокруг Ближнего Востока?
- Однозначно взорвет. Пока армия Сирии перемалывает исламский фундаментализм, Иран контролирует наиболее организованные военизированные группировки… А вот в случае нарушения этой системы будет война всех против всех. Чтобы построить трубопровод и его охранять, больших сил не нужно, а вокруг будет Средневековье!
Матанат Насибова