Поствыборная Грузия: новые лица, основные приоритеты
Мало кто мог подумать, что Грузию – республику, привыкшую к харизматичным и сильным личностям, очень скоро возглавит интеллигентный человек с богатым багажом научной и преподавательской деятельности
Как и ожидалось накануне выборов, очередным президентом Грузии был избран кандидат от правящей коалиции «Грузинская мечта» Георгий Маргвелашвили. Он набрал более 60 процентов голосов избирателей, значительно опередив своих ближайших оппонентов — кандидата от партии Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» Давида Бакрадзе и бывшего спикера парламента Нино Бурджанадзе, получивших 21,72 и 10,18 процента голосов соответственно.
На этом фоне торжество «Грузинской мечты», триумфально пришедшей в политику осенью прошлого года и сейчас лишь подтвердившей свое реноме, опровергает все прогнозы скептиков, утверждавших, что за прошедший год избиратели успели разочароваться в Иванишвили и его политических шагах.
Михаил Саакашвили, который находился у власти девять лет, заявил, что считает результаты этих выборов регрессом Грузии, однако призвал уважать выбор большинства. «Не важно, согласны мы с ним или нет. Это основной принцип демократии», - заявил он в интервью 1news.az.
Известно и другое. С момента инаугурации Маргвелашвили вступает в силу новая конституция, согласно которой Грузия превращается из президентской в парламентскую республику. И хотя президент остается верховным главнокомандующим и обязан представлять страну на международной арене, полномочия главы государства станут практически символическими. Он не сможет влиять на формирование кабинета министров и решения правительства. Таковы новые реалии внутриполитической жизни Грузии
Кто он - новый президент Грузии?
Было бы значительным упрощением считать Маргвелашвили всего лишь тихим кабинетным ученым, совершенно незнакомым избирателю. По крайней мере, политизированная часть грузинского общества знает его неплохо. Новоизбранный президент давно уже стал одним из самых востребованных экспертов на грузинском телевидении, многолетним голосом научной интеллигенции.
Маргвелашвили – выпускник факультета философии и психологии Тбилисского государственного университета. В большой политике до недавнего времени замечен не был. Он успел поработать гидом в туристической компании, помощником менеджера в издательстве, ректором Института общественных дел Грузии.
Во власть он пришел в октябре 2012 года — после победы коалиции «Грузинская мечта», получив пост министра образования в правительстве Иванишвили, а в феврале этого года стал вице-премьером.
«В кризисных ситуациях Георгий является уникальным человеком. Он образован, умен, креативен, отличный менеджер, прошел хорошую практику, опытен, хороший аналитик и хороший эксперт», - считает его соратник, премьер Грузии Бидзина Иванишвили.
Что ожидает Грузию в поствыборный период?
С окончательным приходом «Грузинской мечты» к власти многие ждут потепления отношений с Россией.
Ожидается, что наладятся отношения в торгово-экономической сфере, будет сделана попытка восстановить общение между людьми, организованы встречи молодежи, взаимодействие деятелей культуры, СМИ, экспертов для обсуждения возникших проблем двусторонних отношений.
Когда партия Иванишвили в прошлом году выиграла парламентские выборы, публикаций на тему о том, что он станет ширмой России, было больше, чем достаточно. Действительно, антироссийской риторики стало меньше, а торговые отношения между Тбилиси и Москвой в значительной степени были восстановлены. Но радикальных изменений во внешней политике не произошло. Вопрос Абхазии и Южной Осетии остался по-прежнему нерешенным. Можно не сомневаться, что ни одно правительство Грузии не пойдет ни на какие компромиссы по территориальному вопросу.
Судя по всему, новое руководство страны продолжит курс, начатый правительством Иванишвили и окончательно закрепит внешнеполитические приоритеты страны. Сам Маргвелашвили в ходе предвыборной кампании заявлял, что намерен придерживаться курса на вступление в ЕС и НАТО, исключает возможность возвращения Грузии в состав СНГ, не признает независимость Абхазии и Южной Осетии, но хочет развивать добрососедские отношения с Россией.
Неясна сегодня дальнейшая судьба Саакашвили. Как в самой Грузии, так и за ее пределами существует немалое число политиков и бизнесменов, желающих начать против него уголовные разбирательства.
В то же время немало и тех, кто считает, что Саакашвили много сделал для стабилизации ситуации в стране и наведения должного порядка. Притом, что Грузия остается не очень богатой и проблемной страной, это все же не идет ни в какое сравнение с началом 2000-х. Но голосуют, как показывает практика, не только за порядок. Политическая импульсивность, поспешность в принятии порой непродуманных решений, неприкрытая ориентация только на один из центров мировой политики окончательно решили судьбу этого небесталанного политика
Будут ли «добивать» экс-президента или нет – вопрос открытый. Он в немалой степени будет зависеть от нового руководства страны, его желания дать ход дальнейшим разбирательствам против Саакашвили.
Интрига премьера
Другой вопрос - это фигура нынешнего премьера страны. Главная интрига в том, что он заявил о своем уходе из политики. Безусловно, Бидзина Иванишвили сохранит политическое влияние и после ухода с поста премьера, потому что все партии, которые составляют его коалицию, были бы ничем без него и его ресурса.
Сам Иванишвили попросил у сторонников еще один год на то, чтобы изменить имидж Грузии. «Нам понадобится год, чтобы показать всему миру, насколько Грузия успешная страна», — заявил Иванишвили, выступая перед офисом своей партии.
Пока неизвестно, в каком статусе проведет этот год сам Иванишвили, но грузинский народ свой выбор уже сделал. И новое руководство страны должно оправдать кредит доверия, полученный от избирателей в столь непростое для дружеской Грузии время.
Сохранятся ли прежними азербайджано-грузинские связи?
Отношения между нашими странами всегда строились на принципах стратегического партнерства и добрососедства.
Восстановление территориальной целостности, взаимовыгодное двустороннее сотрудничество, вопросы региональной безопасности – это те самые направления, которые всегда отвечали национальным интересам двух наших стран.
И это та самая доминанта, которая не зависит от смены политических фигур в соседней Грузии.
Фикрет Садыхов,
политолог, профессор Западного университета