Халыг Гасымзаде. Воспоминания об Исмете Гаибове…
Дорогому другу, прекрасному человеку, Исмет Исмаил оглы Гаибову посвящаю…
Несмотря на то, что с того трагического дня - 20 ноября 1991 года прошло немало лет, мне кажется, что все это происходило вчера. Никогда не смогу забыть тот день, ту боль и тяжелую утрату. Много раз пытался написать о нем, но от нахлынувших воспоминаний, связанных с ним, перо не слушалось меня. Исмет был поистине бесценным человеком для народа и в целом для Азербайджана. Чувство потери дорогого друга не дает покоя и сейчас, и мне все еще трудно поверить в это. Пишу эти строки, и чувства вновь переполняют меня, но? найдя в себе силы, я продолжаю писать.
Исмет был поистине Человеком с большой буквы, яркой личностью с кристально чистой душой, обладал невероятными организаторскими способностями. Говорят, что безупречных людей не бывает, но Исмет был действительно безупречным и непредубежденным человеком. Являясь профессиональным юристом, опиравшимся на законы правосудия, он был личностью, тонко чувствующей жизнь и дающей правильную оценку сложившейся ситуации, превыше всего ценил справедливость. Будучи гуманистом, придерживался воспитательных принципов, но обладая решительным характером, в то же время мог жестко принимать правильные и своевременные решения.
Вспоминаю конец августа 1979 года, перед тем, как меня должны были назначить начальником РОВД Исмаиллинского района, я оказываюсь на приеме первого секретаря районного комитета партии Гашама Асланова. После длительной беседы он советует мне встретиться с прокурором района Исметом Гаибовым. Моя первая встреча с Исметом произошла в его кабинете, где в дружеской обстановке мы беседовали с ним довольно долго, не замечая времени. Во время беседы Исмет отметил, что обстановка в районе неблагоприятная и надеялся в случае моего назначения взаимными, согласованными действиями коренным образом исправить ситуацию. Позднее Гашам Асланов расскажет, что прокурор положительно отозвался обо мне, сказав: «Халыг -лучшая кандидатура для начальника РОВД Исмаиллинского района. Он работает в Штабе Министерства внутренних дел республики, является кандидатом юридических наук, показал себя только с положительной стороны». Руководство района, приняв во внимание убедительные доводы и настойчивость Исмета Гаибова, дает согласие о моем назначении и с самого первого дня между нами складываются теплые, деловые отношения.
В ходе судебных процессов за преступления, совершенные по неосторожности, он рекомендовал принимать более мягкие приговоры в отношении обвиняемых. Вспоминаю, как Исмет предложил мне посетить судебный процесс, в котором сам принимал участие в качестве государственного обвинителя. На что я возразил: «Я ведь начальник РОВД, что подумают окружающие?» Ничего необычного здесь нет, отвечает он, и с присущей только ему иронией добавляет: «Надень очки и тебя никто не узнает!» В ходе процесса, после оглашения обвинительного заключения, он отмечает, что мы должны главенствоваться принципом воспитания, а не наказания, и сразу же с улыбкой на лице обращается к суду со словами в отношении обвиняемого: «Посмотрите, какие прекрасные кудри у этого молодого человека». Его высказывание вызвало в судебном зале приятное оживление, позиция, занятая прокурором, оказала благоприятное воздействие на участников процесса, и при принятии решения суд ограничился мягким наказанием в отношении обвиняемого.
Вспоминаю время, когда криминогенная ситуация в Исмаиллинском районе действительно была тяжелой и существовало множество проблем.
При ознакомлении с нераскрытыми делами я обратил внимание на уголовное дело, производство по которому было приостановлено еще 10 лет назад - в 1969 году. Молодая женщина убита с особой жестокостью. По делу не проведены даже элементарные оперативно-следственные мероприятия. Чувствовал, что кто-то препятствовал раскрытию данного преступления. Сообщил об этом Исмету, а он незамедлительно проинформировал руководство Генеральной прокуратуры и МВД, попросив прислать опытного следователя и отметив при этом, что неплохо бы командировать в район Мабуда Гусейнова, следователя Следственного управления МВД, нашего с Исметом приятеля. В ходе следствия совместными усилиями прокуратуры и милиции были получены неопровержимые доказательства и установлено, что муж погибшей на почве ревности и совершил данное преступление, позднее полностью признав свою вину.
Вспоминаю конец марта 1981 года, когда в отдел милиции поступает сообщение об убийстве пожилых супругов в селе Миджан, совершенное с особой жестокостью, самое тяжкое преступление за последние несколько лет. Руководители правоохранительных органов республики, лично интересуясь ходом следствия, требовали незамедлительного раскрытия преступления. В ходе следствия Исмет проявляет исключительный профессионализм и выдержку, проведя вместе с сотрудниками прокуратуры и милиции 17 бессонных суток. Сколько я не пытаюсь уговорить его хоть немного отдохнуть, все попытки остаются безрезультатными, решительно пресекаясь с его стороны. Помню, как он спрашивал: «Как ты можешь представить себе то, что я, оставив тебя одного, уйду отдыхать?» Так, на протяжении 17 суток мы довольствуемся короткими перерывами для сна в рабочем кресле. В результате напряженной работы преступление было раскрыто, и преступники понесли заслуженное наказание. Один из них был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу, второй - к 15 годам лишения свободы. Исмет успокаивается только после того, когда преступление было раскрыто. Важную роль в раскрытии преступления также сыграл уже ставший нашим близким другом следователь Следственного управления МВД Мабуд Гусейнов.
Вспоминаю ноябрь 1981 года, сильное землетрясение в Исмаиллинском районе. Исмет там, среди людей, оставшихся без крова, живущих в палатках, стараясь прямо на месте решать их проблемы. Единственный из руководителей района, который решается дать интервью главному телеканалу бывшего СССР для программы «Время» и проинформировать о ситуации в районе.
Исмет был преданным другом, и я не знаю таких людей, которые были бы столь верны дружбе, придавая большое значение отношениям с друзьями и близкими ему людьми.
Вспоминаю приезд в Исмаиллы моего друга Арифа Мустафаева, интеллигентного и очень образованного человека. Звоню Исмету, сообщаю ему, что у меня в гостях замечательный друг, ученый-этнограф, изучающий в данное время культурное наследие Исмаиллы и, пригласив его на совместный обед, отмечаю, что гость - уроженец Газаха. На что Исмет отвечает: «Тогда непременно буду». Отмечу, что предки Исмета Гаибова родом из Газаха, хотя он родился и учился в Гяндже, в семье известных педагогов - Исмаил муаллима и Фирузы ханум Гаибовых. У Исмета с первых же минут складывается хорошее впечатление об Арифе. Он внимательно, с большим интересом слушает собеседника. Их беседа привлекает и мое пристальное внимание, особенно когда речь заходит о генеалогии рода Гаибовых. Мы беседуем о Гусейн Эфенди Гаибове, который на протяжении 36 лет был муфтием Закавказья, о первом азербайджанском военном летчике Фаррух-Аге Гаибове.
Во время беседы я замечаю, как Исмета переполняет чувство гордости за представителей своего рода. Это замечает и Ариф муаллим: «Теперь честь продолжить славные дела рода Гаибовых досталась вам, Исмет муаллим». На что Исмет отвечает: «Все покажет время»…
Впоследствии Исмет, часто интересуясь деятельностью Арифа Мустафаева, просил передавать ему наилучшие пожелания. При этом отмечал, как хорошо, что есть такие люди, он верит в его будущее и видит в нем большого ученого. И действительно, провидение Исмета сбылось - Ариф ныне доктор исторических наук, профессор, заведующий научно-исследовательской лабораторией Бакинского Государственного Университета.
За время работы в Исмаиллинском районе Исмет принимает активное участие в общественно-политической жизни района, становится единственным в республике прокурором, избранным в члены бюро райкома партии, что считалось в те времена очень почетным.
Проработав совместно несколько лет, мы часто посещали различные мероприятия, проводимые в районе, где Исмет ведет беседы с людьми, порой настолько увлекая их, что, казалось, они могли слушать и говорить с ним бесконечно. Его речи просты, познавательны и наполнены юмором. За что он и заслужил всеобщую любовь.
Наша совместная работа и дружеские отношения создали благоприятную атмосферу и в районе. В тот период значительно снизился уровень преступности, уменьшились случаи краж, грабежа, разбоев, что являлось результатом совместной работы правоохранительных органов района. И в этом была большая заслуга Исмета Гаибова...
Наша дружба с Исметом переросла в семейную дружбу, а затем и в родственные отношения. Эти отношения передались и нашим детям, и теперь они продолжают эту традицию, что не может не радовать меня.
Где бы он ни работал, наша дружеская связь никогда не прерывалась, да это было и невозможно, и, будучи прокурором Али-Байрамлы и Сумгаита, Исмет всегда находил время для нашего личного общения и встреч.
Вспоминаю февраль 1988 года, трагические события в Сумгаите, сценарий которых был разработан в коридорах Комитета госбезопасности бывшего СССР. Расследованием событий руководила следственная бригада, прибывшая из Москвы, но несмотря на это Исмет, будучи прокурором Сумгаита, добивался вынесения приговора преступникам, главарем которых являлось лицо армянской национальности.
В 1990 году, когда Исмет Гаибов был назначен на должность Генерального прокурора Азербайджанской Республики, я работал в управлении Уголовного розыска МВД. Но высокая и ответственная должность никак не повлияла на его характер. Он остался самим собой – простым, искренним и добрым человеком. Исмет никогда не забывал про друзей, часто приглашая меня к себе, где мы предавались воспоминаниям о совместных днях работы.
Вспоминаю 1991 год, конфликт вокруг Нагорного Карабаха разгорается с еще большей силой, сопровождаемый террористическими актами армянских сепаратистов, военными действиями, страшными сводками с линии фронта. Исмет там, в гуще событий, на линии фронта, бесконечные командировки, переговоры, горячие точки, игра в рулетку со смертью... С присущим ему решительным характером и чувством патриотизма он не может остаться в стороне, переждать, уйти в тень. Он сразу занимает жесткую позицию по данному вопросу, предпринимает решительные шаги, понимая всю ответственность принимаемых решений и часто полагаясь только на себя. В своих выступлениях по телевидению неоднократно дает понять армянским экстремистам – «Вы не получите ни единой пяди азербайджанской земли!»
На волне его жестких заявлений и решительных действий совместно с силовыми структурами начинается процесс освобождения азербайджанских земель, армяне Нагорного Карабаха стараются покинуть Азербайджан. С болью в сердце вспоминаю, что после событий 20 ноября 1991 года процесс освобождения земель был приостановлен преступными действиями М.Горбачева и его армянских приспешников.
Народ Азербайджана навечно запомнил патриотизм Исмета Гаибова, его преданность и любовь к Родине.
Вспоминаю середину октября 1991 года, нашу встречу с ним в кругу родных и близких, где с гордостью и оптимизмом в глазах Исмет говорил, что победа уже совсем близко, и я видел в его глазах безграничную радость и уверенность. Я не мог даже подумать тогда, что это была одна из наших последних встреч.
20-й день ноября 1991 года безжалостно перевернул страницу нашей жизни, в которой Исмет был среди нас.
Не смогу забыть и то, как Исмет любил музыку и поэзию, как в кругу родных и друзей читал строки из любимых стихов или напевал любимую мелодию.
Это был добрый и чуткий человек, незаурядная и яркая личность, он безумно любил жизнь во всех ее проявлениях, люди тянулись к нему, любили и уважали. Все помнят его прекрасные человеческие качества, чистоту и искренность помыслов.
Рассматриваю семейные фотографии, и меня переполняет волнение - я все еще помню его открытый и теплый взгляд.
Исмет Гаибов был для меня неповторимым человеком. Его яркий образ занял особое место в сердцах и душах его родных, близких и друзей.
На своем жизненном пути у меня было немало хороших и преданных друзей, и я горжусь тем, что среди них был ты, и ты был лучшим, мой дорогой Исмет.
Халыг Гасымзаде